Каждый раз ловлю себя на мысли, что решения по тому или иному вопросу принимаю спонтанно: просто отпускаю все на волю случая и течения времени. Иногда хочется поделиться тем, что задело меня за живое, что раскрыло передо мной что-то новое и захватывающее.
Не каждый фильм будешь смотреть, не все смогут понять то, что заинтересовало тебя, но и у тебя есть те фильмы, которые ты не воспринял, хотя советовали и восхищались другие этими картинами.
«Страсти по Лютеру» или как он шел в нашем прокате под наименованием «Лютер» – фильм художественный, поэтому предъявлять к нему претензии в неточностях биографических или исторических просто нелепо, мы в то время не жили, точных материалов у нас нет… Так давайте просто насладимся яркими красками и хорошей актерской игрой, а кому нужна точность и достоверность – вперед в библиотеки и архивы!
Лютер – один из самых ярких деятелей эпохи Реформации в Европе. Кто-то скажет, что он бунтарь и еретик, другой скажет о нем как о христианине и аскете, третий вспомнит о нем как пламенном проповеднике и мыслителе.
Я же могу сказать, что каждый человек имеет право на свой личный путь, которым он идет на встречу с Богом. Я не говорю, что все пути правильны, мы идем дорогами проб, ошибок, взлетов и падений, нет единого и правильного, в каждом случае есть свои маленькие особенности и частности.
Весьма хороший фильм про начало и первые годы Реформации, и её лидера, Мартина Лютера (1483-1546гг.). Тема, затронутая в фильме очень непростая, но создатели киноленты преподнесли её с большим умением, тщательностью и силой.
«Страсти по Лютеру» - фильм, который смог донести до зрителя всю сложность и противоречивость религиозной ситуации, сложившей в Европе в начале XVI в.: засилье церкви, беспрекословный авторитет римского папы на территории Западной Европы, необразованность обычных мирян, которые слепо следуют указаниям церковных деятелей. Ведь они несут Слово Божие в народ, значит все, что они делают это правильно и так оно и должно быть.
Лютер - это имя стоит в одном ряду с Августином и Фомой Аквинатом, ибо они создали весь Запад. Он заложил основы современной научной аргументации, создал самый лучший (до сегодняшнего дня) перевод Библии на немецкий язык, сформировал мировоззрение огромного пространства от Германии до Канады. Это фильм о великом протестанте, снятый чуть наивно, бережно и сильно, каким и был этот богослов.
В первую очередь следует отметить то, что картина снималась в Германии, где Мартин Лютер является «национальной гордостью», и именно по этому в фильме отражена реальная биография Лютера без «авторского видения картины» для увеличения суммы кассового сбора в прокате.
Не смотря на то, что основное действие фильма происходит в Виттенберге, в самом начале зрителя знакомят с предысторией всего происходящего на экране. Хорошее авторское решение рассказать о взаимоотношениях Лютера с отцом именно в такой манере короткого диалога, когда он обвиняет его в том, что он не стал юристом, как того хотели родители.
Прекрасно показан момент сомнений еще монаха Лютера, его метания, его беспредельная вера в Бога-Творца, Всемилостивого и Всемогущего. Вокруг него возносятся твердыни величия Папы Римского, идут кровопролитные войны, князья то подчиняют Церковь, то сами становятся марионетками, Рим, где умирал в страданиях ап. Петр, теперь напоминает римский цирк императоров, в котором немецкого монаха терзают, как звери, противоречия, вера и безверие, любовь и ненависть. И он идет в университет, который становится точкой отсчета. Лютер предлагает вопросы и ищет доказательства, он смел в суждениях и не боится авторитетов, он настоящий профессор средневекового Университета, который в корне пересматривает все Христианство и увлекает за собой полмира.
Весь фильм - это подробный рассказ о этапах сложного пути, показанного чуть идеализированно, как может быть идеализирован любимый человек и выдающаяся личность. Этот путь не усыпан розами - и в кадре мы видим метания Лютера, кровопролитные сражения за то, во что теперь верить после его 95 тезизов. Этот путь не для многих - и мы видим, что только такой человек смог бы убедить немецких князей противостоять Папе. И при этом всем мы видим простого человека, истового монаха, который ищет Истину.
Потрясающая работа Файнса, передавшего все оттенки сложной личности великого Реформатора: метущегося, справедливого, страдающего и очень страстного человека. Благодаря ему мы видим именно Лютера-человека, а не легенду. Мы наблюдаем эволюцию героя. Это католик, пришедший к протестантизму, а не протестант, родившийся по воли судьбы среди католиков.: Правда, остается впечатление о воплощенном образе этой личности, как о слишком сладко-положительном , чего в историческом плане не было, и быть не могло (особенно в более поздний период деятельности Мартина Л.). Личностям такого масштаба вообще свойственна неоднозначность. Ну-да оставим это на совести авторов картины.
Актерский состав подобран хорошо, видна слаженность работы и взаимопонимание.
Благо фильм немецкий, потому, наверное, практически нет перевирания фактов (как-никак Лютер – национальная гордость) в угоду лучшей 'смотрибельности', в чем частенько замечены американские кино-производители. Может быть потому, 'Страсти по Лютеру' абсолютно провалились в прокате в Штатах.
Прекрасная роль в 'Страстях...' у совсем уже старенького Питера Устинова. Его курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, покровитель Лютера, вызывает непоколебимое уважение с момента первого появления на экране и до финальных титров.
Это последний фильм, в котором снялся Питер Устинов. Он умер в следующем 2004-м году.
Отлично написанный сценарий как нельзя лучше и проще рассказывает историю Лютера в формате художественного фильма. Все 'догматично' и правдиво. Так родилось 'иное' христианство, принципиально отличавшееся от прежнего. Отдельное спасибо режиссеру и группе монтажа: картина динамична и драматична, мастерски сделаны переходы с лирических размышлений героя на трагические последствия его учения; и вновь зритель окунается в душу этому человеку, и сразу же - переносится в мир, разорванный надвое.
Это кино - прекрасный пример экранизации редкого исторического случая победы человека над системой.
На мой взгляд, фильм адресован абсолютно любому зрителю: если не получите эмоционально-эстетического удовольствия, то собственный кругозор расширите безусловно. Хотелось бы, чтобы такие фильмы почаще появлялись в кинопрокате, открывая истории людей, перевернувших мир.
О фильме:
Оригинальное название: Лютер
английское название: Luther
год: 2003
Производство стран: Германия, США, Италия, Чехия
слоган: «Rebel. Genius. Liberator»
режиссер: Эрик Тилль
сценаристы: Камилль Томассон, Барт Гэвигэн
продюсеры: Бриджитт Рочоу, Кристиан П. Стер, Александр Тис, Дэннис А. Клаусс, Барт Гэвигэн, Габриэла Пфенднер, Курт Риттиг, Питер Шиллер, J Daniel Nichols
видеооператор: Робер Фресс
композитор: Ричард Харви
художники: Рольф Цехетбауэр, Кристиан Шефер, Ральф Шрек, Улла Готе, Катя Шмидт
монтаж: Клив Баррет
Кто учавствовал в съемках (актерский состав):
Джозеф Файнс, Альфред Молина, Джонатан Фёрт, Клер Кокс, Питер Устинов, Бруно Ганц, Уве Оксенкнехт, Матьё Каррьер, Беньямин Задлер, Йохен Хорст, Торбен Либрехт, Мария Зимон, Ларс Рудольф, Марко Хофшнайдер, Тимоти Пех.
жанры: драма, биография, история
Финансы
Бюджет: 30000000
Сборы в США: $5 791 328
Мировые сборы: $29 475 432
Дата выхода
Мировая премьера: 26 сентября 2003 г.
на DVD: 9 июня 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 3 мин
Лютер — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.