Отношения Ирана и США имеют ряд особенностей на современном этапе. Данные отношения остаются стабильно напряженными и, по сути, враждебными уже последние сорок пять лет, за исключением редких моментов ослабления напряженности на политическом уровне между Вашингтоном и Тегераном.
Подробнее читайте на сайте "Регионы России"
Отношения Ирана и США имеют ряд особенностей на современном этапе. Данные отношения остаются стабильно напряженными и, по сути, враждебными уже последние сорок пять лет, за исключением редких моментов ослабления напряженности на политическом уровне между Вашингтоном и Тегераном
Существующий многолетний кризис в отношениях между США и ИРИ обусловлен множеством факторов, в том числе, идеологическим противостоянием. Исламская Республика пришла на смену режиму Шаха Пехлеви, а он, в свою очередь, был многолетним союзником Америки и Западного политического мира. Правительство первого лидера Ирана Хомейни открыто выступило против подобного влияния Штатов на страну. В этом политическом и даже военном противостоянии страны готовы идти на отчаянные и откровенно агрессивные шаги, будь то захват американского посольства в Тегеране в 1979 году или постоянное военное противостояние на территории третьих стран таких, как Сирия и Ирак при помощи прокси формирований специальных военных подразделений Кудс со стороны Ирана, или же мощнейший спектр санкционного, экономического, информационного давления и даже точечное устранение иранских военных лидеров на примере Касема Сулеймани. Но несмотря на это, странам периодически приходится вести диалог, особенно, касательно вопроса стремления Ирана развивать свой «мирный атом», в котором США и союзный им Израиль потенциально видят угрозу создания иранского ядерного оружия. Данный диалог привел к незначительному ослаблению экономического давления за счет сделки СВПД, заключенной при администрации президента Барака Обамы в 2015 году, но диалог зашел в тупик, и Ирану и дальше приходится противостоять частичной экономической изоляции.
Развитие кризиса
В мае 2018 года президент США Дональд Трамп вывел свою страну из СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) по иранской ядерной программе, по которой Иран гарантировал свое развитие программы исключительно в мирных целях и давал возможность международным наблюдательным комиссиям инспектировать ядерные объекты Исламской республики.
Однако Трамп покинул данное соглашение в одностороннем порядке по политическим причинам, чем показал иранской стороне недоговороспособность США и отсутствие интереса американской президентской администрации к соблюдению любых сделок, в которых Иран идет на уступки и показывает свои исключительно мирные намерения. Расчет на то, что давление сломит иранское сопротивление, не оправдался и только еще больше сплотил патриотическую часть иранского населения с военно-политическим руководством республики, а также подтолкнул Иран в сторону углубления сотрудничества с Китаем и Россией, так как с их стороны в двусторонних отношениях не наблюдалось подобных незаконных действий и выходов из совместных отношений и договоров. Именно поэтому судьба СВПД тогда была крайне неоднозначна, и ее возобновление было маловероятно. Этому способствовало, с одной стороны, стремление развивать «мирный атом» и поддержка международного сообщества в данном вопросе. С другой стороны, Иран стремится быть региональным лидером и строить отношения только с добросовестными и политически близкими партнерами, и несмотря на то, что экономическая ситуация в Иране действительно ухудшилась, все основные направления внешней политики Исламской Республики остались в силе.
Текущая ситуация
На данный момент, на лето 2022 года, данная сделка остается под вопросом. СВПД не устраивает США, но они готовы пойти на ряд уступок, учитывая развивающийся энергетический кризис в мире. Так как Иран находится в числе лидеров стран экспортеров нефти, всплеск на рынке новых поступлений иранского происхождения может частично снизить цены, как на саму нефть, так и на производное от него топливо, от повышений цен на которое, так страдает американская общественность.
Но учитывая двойственную и неконструктивную политику Вашингтона, сделка полноценно вряд ли будет возобновлена. Американцы отказываются исключать Корпус стражей исламской революции КСИР из своего списка террористических организаций. А этот пункт является одним из важнейших для Тегерана для сохранения своего политического лица и дальнейшего развития иранской экономики, учитывая, что КСИР является наиболее значительным держателем всех каналов внешней и внутренней экономической деятельности страны.
Фактор России
Также остается значительным в контексте СВПД фактор России. РФ поддерживает на дипломатическом уровне идею сохранения СВПД. Тем самым Россия становится основным посредником между всеми недоброжелателями по отношению к ИРИ из-за иранской ядерной программы. Российской Федерации, как и всем, необходимо отсутствие расширения клуба держав, обладающих ядерным оружием, но в отличие от многих, руководство РФ конструктивно смотрит на проблему и всецело способствует иранскому стремлению реализовать свои цели по построению внутренней энергетической безопасности за счет энергии АЭС (атомных электростанций). Россия уже не первый год сотрудничает с Ираном по «мирному атому» и медленно, но верно продолжает обслуживание первого блока АЭС в иранском Бушере и строительство второго блока той же станции. И пока США рассматривают Иран в качестве самого серьезного противника в регионе Ближнего Востока в зоне американских интересов, как с военной так и с политической точки зрения, Российская Федерация будет продолжать укреплять свое военно-политическое взаимодействие с Тегераном по восходящей, одновременно способствуя мирному решению ядерной проблемы Ирана с помощью реанимации СВПД или создания нового соглашения уже с другими независимыми гарантами в лице не только РФ, но и, например, Китая, чтобы обеспечить уверенность Ирана в том, что его опять не оставят в неудобном политическом положении и гарантируют мирное развитие ядерной энергетики страны.
Смутное будущее
При всех дипломатических усилиях российской стороны и желании иранских партнеров, сложно говорить о точных сроках возрождения СВПД в том или ином формате из-за нестабильной, непоследовательной политики администрации американских президентов. При Дональде Трампе США вышли из сделки, грубо нарушив соглашения, при Джо Байдене Америка снова стремится прийти к новым договоренностям в рамках Венского переговорного процесса. Хотя на данный момент и очевидно, что ни Иран, ни Америка не хотят провала переговоров и стремятся закрепить успехи при помощи промежуточных документов и соглашений на фоне усугубляющегося мирового энергетического и ресурсного кризиса. При этом руководство Исламской Республики осознает, что со сменой политического курса «Белого дома» любые договоренности могут снова оказаться недействительными и санкции вновь вернутся, возможно, даже в большем количественном и качественном объеме. Но по состоянию август 2022 года мы можем констатировать, что все стороны и участники переговоров по иранской «ядерной проблеме» приходят к тому, что даже временное перемирие лучше горячей фазы конфликта, хотя некоторые политические «ястребы» с обеих сторон имеют противоположную точку зрения.