4.08.1943г.
Из Журнала боевых действий 56-й Армии:
«Противник, удерживая прежний рубеж, в ночь на 4.8.43 оказывал огневое сопротивление действиям разведотрядов частей Армии, в остальное время суток активных действий не предпринимал.
Огнем артиллерии и минометов обстреливал боевые порядки частей и ближайшие населенные пункты на направлении: Киевское, Красный, Арнаутский, Русское, Молдаванское, Ленинское, Вышка, Ниж. Баканский. Всего действовало 16 арт. И 6 мин. батарей. Выпустивших по 2000 снарядов и мин».
Из книги «В огне передовых линий», вспоминает К.Провалов: «…Как-то в начале августа мне позвонил генерал-лейтенант А.А.Гречко:
- Ты долго, Провалыч, думаешь без «языка» воевать? – спрашивает.
- Пытаюсь достать, пока ничего не получается, товарищ командующий
.
А взять пленного было действительно очень трудно. Противник сидел бдительно, беспечности никакой не допускал, и многие разведгруппы, неся потери, возвращались из поиска с пустыми руками.
- Ну, вот что. Неделя сроку, а «язык» чтоб был.
Надо искать способ… А что, если выскочить ночью на танке к первой траншее противника, схватить там гитлеровца и быстро назад?
Пять ночей у нас на переднем крае ревели двигателями два трактора – пусть немец попривыкнет к их шуму… На шестую ночь десант из восьми разведчиков 383-й стрелковой на танке лейтенанта Олейника прорвался к переднему краю врага, огнём из автомата уничтожил до полутора десятков фашистов, а двоих спеленал и на броне «валентайна» помчал в своё расположение. Правда, противник быстро сообразил, что к чему, и, осветив наш танк ракетами, открыл по десанту пулемётный огонь. Два разведчика были ранены, один пленный – убит. Но одного «языка» привезли живёхонького…».
1174-й истребительно-противотанковый артполк получил приказ выдвинуть орудия на прямую наводку, прикрывать танкоопасные направления. Ночью орудийные расчёты отправились готовить позиции для орудий. Фашисты непрерывно совершали огневые налёты. Расчёты понесли потери. Были убиты красноармейцы Олифер, Игнатьев, Худалов, Семечкин, Льдоков, ранены и отправлены в госпиталь номерные Шипиков, Могилатов, сержант Грачёв.
Начальником противотанкового опорного пункта (ПТОПа) на высоте 71,0 в районе Горищного, командир полка назначил капитана Цыганкова. Там были размещены первая и пятая батареи. Расчёты отрыли окопы для орудий и сами зарылись в землю. Блиндажей и землянок не было. Сидели в ровиках. Капитан тоже размещался в щели. Доставалось им крепко. Н
емцы видимо засекли наш ПТОП, или догадывались о его существовании на этом месте и били по нему беспрерывно. Лишь вечером или ночью можно было доставить на батареи пищу, воду, вынести раненых. Но и в ночную пору враг не оставлял в покое этот район.
Из боевого журнала 383-й стрелковой дивизии.
Материал подготовил старший научный сотрудник Крымского краеведческого музея Сергей Викторович Ростовский.
Информация и фото: Крымский краеведческий музей
#Крымскийрайон #Крымскийкраеведческиймузей #история