Найти тему
Искусство как язык.

В чем задумка "Потекших часов " Сальвадора Дали.

Оглавление
Сальвадор Дали "Постоянство памяти".
Сальвадор Дали "Постоянство памяти".

Загадка крохотной картины .

Сальвадора Дали можно по праву назвать величайшим сюрреалистом. Потоки сознания, сновидений и реальности находили отображение во всех его работах. «Постоянство памяти» - одна из самых маленьких (24х33 см), но самых обсуждаемых картин. Это полотно выделяется глубоким подтекстом и множеством зашифрованных символов. А еще оно является самой копируемой работой художника.

У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?

«Постоянство памяти» – не исключение. Она сразу же провоцирует человека на размышления. Потому что образ текущих часов очень цепляющий.

  • Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.

  • Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.

Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.

«Я первым удивляюсь и часто ужасаюсь изображениям, которые появляются на моем полотне», - писал Дали, имея в виду свой необычный распорядок дня. «Я без выбора и со всей возможной точностью регистрирую диктат моего подсознания, свои мечты».
«Я первым удивляюсь и часто ужасаюсь изображениям, которые появляются на моем полотне», - писал Дали, имея в виду свой необычный распорядок дня. «Я без выбора и со всей возможной точностью регистрирую диктат моего подсознания, свои мечты».

Что хотел сказать автор?

Плавящиеся циферблаты. Символизируют нелинейное время. Если в двух словах, это время, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно (например, такое происходит во сне). Именно из-за этой нелинейности мы можем видеть в одной композиции сразу три времени. Те часы, что висят на голом дереве, обозначают прошлое. На столе, стекающие в бездну, — настоящее. На спящем объекте — будущее.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

  • Мертвая олива — это, якобы, символ античной мудрости, канувшей в Лету. Море на картине символ бессмертия и вечности.
"Постоянство памяти" в музее .
"Постоянство памяти" в музее .

Память и время.

Пустынный пейзаж картины изображает душевную пустоту, которая была присуща Дали в тот период. Основная же идея картины, по мнению многих критиков, состоит в человеческом переживании о времени и памяти: время относительно и постоянно в движении, а память недолговечна, но более стабильна.

Картина впервые была выставлена в Париже в Галерее Пьер Колле в 1931 году, где ее в дальнейшем купили за 250 долларов. В 1933 году картина была продана Стэнли Резор, которая в 1934 году подарила произведение Музею Современного Искусства в Нью-Йорке, где она находится и сейчас.