В последние годы все больше занятых в России и других странах пользуются услугами онлайн-платформ, которые обеспечивают контакты между потребителями и исполнителями разных работ и услуг. По расчетам экспертов ВШЭ, их используют для заработков около 15% трудоспособного населения России. Платформенная занятость может быть демпфером в условиях кризиса. Более широкому вовлечению населения в этот сегмент занятости препятствует нестабильность заработка, отсутствие социальных гарантий, высокий уровень конкуренции.
Исследователи НИУ ВШЭ под руководством Натальи Синявской, заведующей Центром комплексных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ, представили доклад «Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия».
Тезисы из доклада:
Люди, выбирающие предоставление услуг через платформы, ценят их за сохранение пространства относительной экономической свободы. Платформа выглядит безопасным стартом для желающих уйти от работы по найму, но не решающихся открыть собственное дело. Она позволяет сменить род деятельности, стать независимыми, получить дополнительный заработок, обеспечивает более широкий, чем иные каналы (сарафанное радио, группы в соцсетях, объявления), доступ к клиентам.
Однако исполнители лишаются преимуществ официальной работы в традиционной экономике: гарантированный регулярный заработок, накопление стажа, базовые социальные гарантии. Они могут рассчитывать только на себя и несут риски снижения доходов и уровня жизни. Работающие на платформах долгое время отмечают неожиданные колебания спроса, выраженную сезонность в репетиторстве, строительстве, фотографии, а также сетуют на демпинговые цены со стороны части конкурентов, сложности взаимоотношений с заказчиками, случаи мошенничества с их стороны. Эти факторы сдерживают выбор платформенной занятости в качестве основной или единственной.
Экономические спады, вызванные разными причинами — циклические колебания экономики, форс-мажорные обстоятельства (например, пандемия) или внешнеполитические и внешнеэкономические факторы, — приводят к высвобождению рабочей силы и снижению потребительского спроса. Эффект одновременного роста предложения и ослабления спроса провоцирует снижение средних доходов занятых на онлайн-платформах.