Найти тему
Согласен с вами

Грузия сегодня. Клиент всегда... недоволен!

Недавно я встретился со своим сокурсником из Москвы, который, как и многие другие, переехал в Грузию со всей семьей весной 2022 года. Как он рассказывает, "медовый месяц" - первые недели в Грузии, для него были просто волшебными. Его жена перед переездом много читала о стране и считала Грузию кавказской Швейцарией. При этом их семья была в настоящей Швейцарии, а вот в Грузию до этого года не приезжала. Когда "медовый месяц" закончился, они столкнулись с одним неприятным ощущением, который никак не могли описать. Я назвал это ощущение "зажрались", но они предложили немного другую формулировку: недостаток сервиса. Конечно, я им намекнул, мол, Грузия - не Москва, и что они вообще ожидали? Швейцарию? На что мой сокурсник понизил голос, словно нас подслушивала пограничная служба, и сказал: если бы Турция была чуть дешевле, они бы уже плескались в Средиземном море. Без обид. Но какие могут быть обиды, если он прав? Нельзя сравнивать турецкий сервис и грузинский сервис - это любой турист понимает. Даже тот, кто никогда не был ни в Турции, ни в Грузии. О русском кривобоком сервисе тоже ходят легенды. Однако, в последние несколько лет на этом поприще российские компании сделали огромный шаг вперед. Да, они просто копировали европейские сервисы. Иногда не очень удачно. Но в целом, какому-нибудь ОЗОНу удалось заменить в России Amazon, и даже потеснить АлиЭкспресс. Вопрос в другом: что мешало Грузии скопировать все то же у себя?

В процессе разговора мы, конечно, признали, что грузинский рынок (для справки: рынок - это люди, готовые платить за товары и услуги) раз в пять меньше московского. Я молчу про московские зарплаты, которые стали буквально нарицательными. Еще мы сошлись во мнении, что в Грузии живут такие же люди, которые хотят такого же уровня сервиса, что и в других развитых странах. Тогда почему же в XXI веке, когда все у всех на виду, возникает такая разница в бизнес-процессах? При обсуждении этой мысли вслух было сказано любопытное выражение "южный менталитет". Надеюсь ни для кого не будет сюрпризом узнать, что южные народы (от Баку до Гибралтара), по мнению многих людей, ведут более расслабленный образ жизни, чем их северные соседи. Отчего и подход к ведению бизнеса у них более расслабленный. На это есть много причин, даже вполне объективных. В 40 градусов жары физически невозможно работать, пока солнце не начнет клониться к закату. Это правда. Только вот бизнес уже давно ведется не столько на улице, сколько в интернете. И люди комфортно сидят под кондиционером в любую жару. Согласитесь, создать, например, нормальный работающий сайт для крупного магазина можно при любой погоде. Может, разве что землетрясение помешает это сделать. Но ведь в Грузии с хорошими сайтами и мобильными приложениями явная проблема. Все, кто имеет аккаунт любого грузинского банка, прекрасно понимают, о чем идет речь. Иногда и мобильное приложение сотового оператора, который предоставляет интернет, работает из рук вон плохо. Хотя это должно быть самое надежное и удобное приложение из всех. Почему так?

Основная причина - порочный круг низкого рынка. Уже было сказано: население Грузии маленькое и небогатое. Население России тоже небогатое, но оно огромное - самое большое в Европе, и это компенсирует низкий рынок. В Грузии нечем компенсировать отсутствие покупателей. Вы буквально не сможете заработать здесь себе состояние, предлагая услуги исключительно грузинам. Поскольку ваши доходы ограничены низким рынком, у вас нет лишних средств, чтобы нанять хорошего специалиста, который сделает вам хороший сайт. А поскольку вы не можете позволить себе хороший сайт, который привлечет много новых клиентов из других регионов, это еще больше ограничивает ваш доход. И так далее по кругу. Но это лишь одна сторона медали. Молодое поколение грузин видит, что в стране не заработать себе на яркую жизнь и стремится устроиться в иностранной компании, уехать заграницу и развивать бизнес в другой стране. А это означает, что у грузинских предпринимателей не просто не хватает денег на хорошего специалиста, но еще и нет выбора среди таких специалистов. Однако у медали есть еще и ребро! Иностранные инвесторы, видя отток молодых специалистов из страны, видя низкие экономические показатели Грузии, видя зависимость грузинского рынка от турецких и российских фирм, просто не хотят вкладывать средства в это болото. А после того, как Европа отвернулась от грузинского правительства экономические риски лишь возросли. Европейскому бизнесу нужны гарантии и стабильность. А с этим в Грузии большие проблемы. Это еще одна удивительная ловушка: чем прочнее власть в стране, тем больше ее обвиняют в коррупции и тем выше риски для компаний, но чем слабее власть в стране, тем менее привлекателен рынок для инвесторов из-за возможных социальных потрясений.

Тем не менее, выход из сложившейся ситуации есть. Если не можешь создать свое - купи. В случае Грузии - просто предоставь возможность иностранным компаниям размещать филиалы в стране на выгодных условиях. И ничего делать не надо. Конечно, некоторую часть дохода придется упустить из-за тех самых выгодных условий. Но мы уже знаем: небольшие суммы компенсируются количеством. Правда, и в данном случае есть риски и проблемы. Главный риск - то, что происходит сейчас в России. Когда иностранные компании начнут массово уходить с рынка по политическим причинам, это нанесет тяжелый удар по экономике. И если экономика России может справиться с этим ударом за счет полезных ископаемых, то Грузии нечем будет компенсировать доходы в такой же ситуации. Главная проблема - рынок Грузии уже занят турецкими и российскими компаниями, как уже было сказано. И для того, чтобы потеснить этот рынок, придется их ограничивать, что, естественно, очень сильно не понравится Турции и России. И велик риск того, что рынок Грузии вообще останется без предложения. Получается, иностранный бизнес боится высокой конкуренции в Грузии, и при этом нет никаких гарантий, что он сможет полноценно заменить одного из действующих игроков. Наконец, с каждым годом ситуация становится лишь хуже. пандемия нанесла большой удар по грузинскому рынку, который немного компенсировала массовая эмиграция компаний из России, Украины и Белоруссии в 2022 году. Но что будет с рынком, когда все эти компании начнут исход из Грузии, что неизбежно случится рано или поздно? Меры предосторожности должны быть приняты уже сейчас, но пока что правительство лишь хвастается, как экономика растет за счет случайного стечение обстоятельств.

Наш разговор с сокурсником и его женой закончился ничем. Что есть в Грузии - то есть. На бодрую мысль "все взять в свои руки и исправить" пришелся унылый ответ: для кого? Ключевой момент заключается не во внешнем виде бизнеса, а во внутренних процессах и отношении к этим процессам. Для того, чтобы человек захотел стать клиентом, казалось бы, достаточно предложить ему выгодные и надежные условия. Он платит - компания исполняет. Но уже с этой элементарной схемой огромные проблемы. Местные жители платят мало, а исполняют просто из рук вон плохо. А самое печальное заключается в том, что в грузинском бизнесе существуют два представления: 1. зачем стараться, если деньги еще не пришли, 2. зачем стараться, если деньги уже пришли. Объяснять работнику, что он будет получать больше, когда будет лучше работать - бесполезно. На это всегда найдется ответ: мне больше не надо. А ругаться нет никакого смысла. Это в России после каждого критического замечания в сторону компании начинают крутиться винтики, и начальники на всех уровнях начинают ёрзать на своих стульях. В Грузии на любую критику появляется абсолютно глухая непробиваемая стена непонимания и нежелания что-либо понимать и менять в своей работе. В конце концов все это приводит к экономическому рабству, в которое впали уже многие мелкие европейские страны. Как им укажет Брюссель, так они и будут поступать. Прикажет снизить пенсии и стипендии - они будут исполнять. Но с Грузией парадокс заключается в том, что сама страна стремиться впасть в подобное рабство как можно скорее.

Сулико Горишвили