До недавнего времени считалось, что технологии виртуальной реальности — это что-то исключительно из мира игр и развлечений. Действительно, первые известные и коммерчески успешные кейсы принадлежат представителям игровой индустрии, однако сегодня VR-технологии все глубже проникают в бизнес и нашу повседневную жизнь. Образование, медицина, строительство, дизайн — это лишь небольшая часть отраслей, где технологии виртуальной реальности набирают популярность. Пользователи все чаще выбирают VR, чтобы подобрать дизайн-проект, пройти образовательные курсы или совершить виртуальную экскурсию. Популярность VR-технологий обусловлена двумя ключевыми преимуществами: это эффект присутствия и личная вовлеченность в процесс, будь то развлечение или выбор товаров и услуг.
Среди резидентов «Сколково» есть целый ряд компаний, которые работают с VR-технологиями, создают конструкторы виртуальных миров и осуществляют фотограмметрию — оцифровку реальных объектов и людей. Большое количество продуктов предназначено для сферы образования, включая различные сценарии для симуляции обучения и поведения в различных ситуациях.
Одной из флагманских компаний «Сколково» в образовательной сфере является Modum Lab. Эта компания разработала комплексную образовательную платформу, основная цель которой заключается в получении знаний и навыков в различных направлениях, начиная со школьных предметов и заканчивая профессиональной подготовкой. Сама платформа выполняет широкий спектр задач. Она имеет несколько редакторов, на базе которых можно создавать и редактировать симуляции, портал для управления любыми образовательными форматами, а также системы дистрибуции для широкого спектра устройств. Решения работают на ПК, телефонах, электронных панелях и VR-шлемах, что дает платформе универсальность. Важно, что система не имеет прямых аналогов, что выгодно отличает ее от конкурентов.
Дмитрий Кириллов, президент компании Modum Lab:
«В продуктах конкурентов есть аналоги отдельных частей платформы, например редактор для симуляций или система управления тренажерами. Однако наша разработка превосходит схожие продукты за счет обширного функционала, поскольку закрывает задачи под ключ. Эти решения проверены на большом количестве сложных проектов, в том числе федерального масштаба. Они позволяют закрывать актуальные задачи для образовательных учреждений, промышленных компаний и других секторов экономики, таких как ретейл, банки и т. п. На текущий момент существует достаточно высокий запрос у промышленных компаний, это видно даже по масштабу проектов. Раньше они были небольшими, а сейчас многие компании заказывают достаточно сложные тренажеры, разработка которых может занять не один год. Многие промышленные компании в России уже прошли проверки гипотез и внедряют проекты для решения реальных прикладных задач. «Сколково» дает нам информацию о новых программах и государственных инициативах. Это очень ценно, поскольку нам необходимо держать руку на пульсе и понимать, какие существуют инициативы и стратегии развития VR/AR-технологий в масштабах страны».
Еще одна интересная разработка — устройство для захвата движений TAU Tracker от компании «НАСТЭК». Она изобрела и запатентовала технологию магнитно-инерциального позиционирования, на основе которой создала специальную перчатку для трекинга мелкой моторики и предметов в пространстве. Устройство позволяет взаимодействовать в виртуальной реальности при помощи рук без использования кнопок контроллера. В настоящий момент компания нацелена на производство VR-тренажеров с использованием собственных перчаток.
Илья Котов, генеральный директор компании «НАСТЭК»:
«Недавно мы поменяли бизнес-модель, так как не подтвердили гипотезу о том, что наш продукт будет востребован у системных интеграторов. Теперь мы ориентированы на создание VR-тренажеров для промышленности и сами выбираем системного интегратора для создания контента. Эта модель работает лучше, но цикл сделки достаточно длинный, и в связи с последними событиями многие заказчики свернули свои инвестиционные программы. Отрасль весьма перспективна, особенно с учетом хайпа вокруг метавселенных во всем мире. Нам нужно развивать экономику, научиться производить собственную электронику. Пока сложно даже просто сшить перчатки по своим лекалам в России. В связи с последними событиями многие технологические компании действительно вынуждены менять свою бизнес-модель, искать новые рынки и дополнительные источники финансирования».
Алексей Каленчук, директор по акселерации по направлению виртуальной и дополненной реальности ИТ-кластера фонда «Сколково»:
«Практически все резиденты «Сколково» продолжают работать в России. Есть общерыночные вопросы, например секвестирование бюджета со стороны заказчика. Представители отрасли пытаются это компенсировать за счет новых клиентов, сегментов, механизмов общения с государством и профильными институтами.
На текущий момент многие компании адаптировались к условиям. Самый большой возможный риск — блокировки технологий. В этом случае для компаний будет необходимо находить пути обхода блокировок или собирать технологический стек на российских компонентах. Сейчас это очень тяжело, поскольку есть ряд компонентов, которые не присутствуют в России, например мобильная микроэлектроника или операционные системы и их модули. Если будет блокировка инструментов разработчиков, то это может создать большие барьеры».
Разработчики и производители сегодня сфокусировались на других перспективных направлениях: арабские страны, Китай, Латинская Америка. Несмотря на риски и некоторую неопределенность, запрос со стороны бизнеса на VR-технологии только возрастает. Технологии не стоят на месте, отрасль развивается и позволяет решать более сложные задачи. К примеру, раньше существовала проблема с разрешением матрицы, которое было недостаточным для точной детализации. Сегодня эта проблема уже решена.
Новый вызов для разработчиков, который на данный момент воспринимается как что-то из рода фантастики — создание полноценного физического ощущения при взаимодействии с объектами, поскольку на данный момент виртуальные объекты невозможно поместить в нашу реальность, сохранив их физические величины, например вес. Более актуальная и «приземленная» задача — оптимизировать требования к вычислительным мощностям. Для запуска современных 8К-шлемов может понадобиться целый кластер графических станций. Такое решение обходится очень дорого, что губительно для массмаркета. Эту задачу пытаются решить разными способами: от облачного рендеринга до особых алгоритмов, которые снижают требования к вычислительным мощностям.