Найти тему
Логопед дает совет

Учим буквы и цифры

Недавно на канале Мел, который я выборочно читаю, попалась статья про то, как создать расслабляющую атмосферу дома.

Кроме прочего, в статье говорилось о пользе прикосновения к деревянным поверхностям. Этот феномен исследовали японские ученые, и доказали, что простое поглаживание дерева расслабляет.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Не удивительно. Ведь дерево – это часть природы. Именно она дает нам умиротворение без всяких взаимных обещаний.

Дети интуитивно тянутся к деревянным предметам. Мальчики, да и девочки, с удовольствием находят палки, ветки, листья и придумывают с ними увлекательные игры. При всей непритязательности, их стоит поощрять, т.к. именно такие игры дают детям неоценимый сенсорный опыт.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Среди других игрушек именно деревянные привлекают внимание малышей своим теплом и необходимостью домысливать, включать фантазию, творить. Это разнообразные кубики, конструкторы, пазлы, вкладыши, доски Сегена, наборы букв и цифр, наконец, деревянный кукольный театр. Но большинство из них довольно дорого стоят. Сколько раз кусачие цены останавливали меня от очередной покупки деревянных вкладышей, и приходилось отдавать предпочтение бездушной пластмассе.

Но недавно я «отправилась» за покупками в один из маркетплейсов. Там мне встретились деревянные наборы с буквами и цифрами по очень привлекательным ценам.

-3

В этих наборах привлекательна не только цена. Еще мне понравилось то, что буквы и цифры не окрашены. С одной стороны деревянная поверхность, которая кроме дидактической задачи, решает задачу общения с природными материалами. С другой стороны будит фантазию.

Ведь буквы и цифры вместе с ребенком можно раскрасить фломастерами или акриловыми красками. Впрочем краска может быть любой, потому что после окрашивания буквы можно покрыть безопасным лаком. Цвет или даже цвета рубашки знаков может быть разнообразным в зависимости от предпочтений ребенка. При помощи фломастеров можно графично украсить буквы клеткой, цветочками или полоской. Возможно включить ассоциативный ряд и соотнести звук буквы с определенным цветом, таким образом закрепить в памяти звук, который обозначает буква.

-4

Внимание! Учите буквы правильно: называйте именно согласный звук [с], а не название буквы Эс, [м], а не Эм. В будущем это поможет избежать трудностей при сливании согласного с гласным, и Ваш малыш не будет упорно вместо ма читать Эма. Подробно об ошибках при обучении чтению я писала тут👇

Знакомство с буквами

Для успешного запоминания букв можно использовать жесты по методике Жуковой О.С., Королевой И. В.*

С их помощью как безречевые дети, так и нормотипичные запоминают буквы гораздо быстрее.

Жесты для обозначения букв

A -широко развести руки в круг

О - кисти рук сомкнуть

У - вытянуть руку вперед к себе

Э- махнуть обеими руками, позвать к себе

И - коснуться указательными пальцами уголков рта вниз и от себя

Й - провести ладонью по верхней части груди

Я - комплексный жест: Й+А

E - комплексный жест: Й+Э

Ë - комплексный жест: Й+О

Ю - комплексный жест: Й+У

Б - постучать кулаком по столу

П - тихонько опустить ладонь на стол

Д - постучать ребром ладони по столу

T - как Д, только в воздухе

B - рука двигается вперед, ладонь дрожит справа налево

Ф - сделать воображаемый «щелбанчик»

М - указательным пальцами сжать губы сверху и снизу

Н - прижать указательный палец к переносице

К - согнутую в запястье кисть двигать назад на уровне шеи

Г - постучать указательным пальцем по столу

Х - погреть ладонь теплым выдыхаемым воздухом

С - провести тыльной стороной ладони вдоль нижней губы

З - «погрозить» указательным пальцем

Ш - горизонтальное движение ладонью справа налево, как будто змея покачивает головой

Ж - резким движением поставить руки на пояс

Ч - жест «Тише»

Щ - движение ладони вниз «змейкой»

У - указательным пальцем коснуться верхней губы. затем нижней

Л - помахать -пока-пока обеими ладонями

Р - крутить руки по спирали перед грудью

Ы- резко опустить сжатые в кулаки руки

Ъ и Ь - жестами не обозначаются

Возможно, что в процессе знакомства с буквами у вас совместно с малышом появятся немного отличные от этого обозначения. Например, на Ф - во время занятия с Викой мы придумали, что щелбанчик - это ёжик, который фырчит. Такое творчество никому не повредит.

Детям с тяжелыми нарушениями речи привычные картинки А - арбуз, Б - барабан не особо помогают узнавать букву, а жест помогает активизировать произнесение звуков речи.

При составлении слогов из букв используют серию жестов. Знание букв и составление и чтение слогов помогут запуску речи у детей с задержкой речи, стимулируют чтение у детей с нормой речевого развития.

Знакомство с цифрами

Параллельно с изучением букв можно приступать к знакомству с цифрами.

-5

Простые манипуляции со знаками, словесное обозначение подготовят к осознанному счету и обозначению количества предметов соответствующей цифрой: 🌰🌰🌰 это 3

🥕🥕🥕🥕🥕это 5

Для тех, кто заинтересовался деревянными наборами букв и цифр оставлю ссылки в комментариях к этой статье.

Ставьте 👍 для продвижения канала. Пишите вопросы и комментарии под статьей и в мессенджер.

Статью, в которой я советовала с чего начать обучение чтению я писала здесь

*Жестовое обозначение: Жукова О.С., Королева И. В. Методика коррекционной работы детьми, имеющими комбинированные слухоречевые расстрой // Современные подходы к диагностике и коррекции рече расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н. Н. Трауготт.-СПб., 2001