Недавно на канале Мел, который я выборочно читаю, попалась статья про то, как создать расслабляющую атмосферу дома.
Кроме прочего, в статье говорилось о пользе прикосновения к деревянным поверхностям. Этот феномен исследовали японские ученые, и доказали, что простое поглаживание дерева расслабляет.
Не удивительно. Ведь дерево – это часть природы. Именно она дает нам умиротворение без всяких взаимных обещаний.
Дети интуитивно тянутся к деревянным предметам. Мальчики, да и девочки, с удовольствием находят палки, ветки, листья и придумывают с ними увлекательные игры. При всей непритязательности, их стоит поощрять, т.к. именно такие игры дают детям неоценимый сенсорный опыт.
Среди других игрушек именно деревянные привлекают внимание малышей своим теплом и необходимостью домысливать, включать фантазию, творить. Это разнообразные кубики, конструкторы, пазлы, вкладыши, доски Сегена, наборы букв и цифр, наконец, деревянный кукольный театр. Но большинство из них довольно дорого стоят. Сколько раз кусачие цены останавливали меня от очередной покупки деревянных вкладышей, и приходилось отдавать предпочтение бездушной пластмассе.
Но недавно я «отправилась» за покупками в один из маркетплейсов. Там мне встретились деревянные наборы с буквами и цифрами по очень привлекательным ценам.
В этих наборах привлекательна не только цена. Еще мне понравилось то, что буквы и цифры не окрашены. С одной стороны деревянная поверхность, которая кроме дидактической задачи, решает задачу общения с природными материалами. С другой стороны будит фантазию.
Ведь буквы и цифры вместе с ребенком можно раскрасить фломастерами или акриловыми красками. Впрочем краска может быть любой, потому что после окрашивания буквы можно покрыть безопасным лаком. Цвет или даже цвета рубашки знаков может быть разнообразным в зависимости от предпочтений ребенка. При помощи фломастеров можно графично украсить буквы клеткой, цветочками или полоской. Возможно включить ассоциативный ряд и соотнести звук буквы с определенным цветом, таким образом закрепить в памяти звук, который обозначает буква.
Внимание! Учите буквы правильно: называйте именно согласный звук [с], а не название буквы Эс, [м], а не Эм. В будущем это поможет избежать трудностей при сливании согласного с гласным, и Ваш малыш не будет упорно вместо ма читать Эма. Подробно об ошибках при обучении чтению я писала тут👇
Знакомство с буквами
Для успешного запоминания букв можно использовать жесты по методике Жуковой О.С., Королевой И. В.*
С их помощью как безречевые дети, так и нормотипичные запоминают буквы гораздо быстрее.
Жесты для обозначения букв
A -широко развести руки в круг
О - кисти рук сомкнуть
У - вытянуть руку вперед к себе
Э- махнуть обеими руками, позвать к себе
И - коснуться указательными пальцами уголков рта вниз и от себя
Й - провести ладонью по верхней части груди
Я - комплексный жест: Й+А
E - комплексный жест: Й+Э
Ë - комплексный жест: Й+О
Ю - комплексный жест: Й+У
Б - постучать кулаком по столу
П - тихонько опустить ладонь на стол
Д - постучать ребром ладони по столу
T - как Д, только в воздухе
B - рука двигается вперед, ладонь дрожит справа налево
Ф - сделать воображаемый «щелбанчик»
М - указательным пальцами сжать губы сверху и снизу
Н - прижать указательный палец к переносице
К - согнутую в запястье кисть двигать назад на уровне шеи
Г - постучать указательным пальцем по столу
Х - погреть ладонь теплым выдыхаемым воздухом
С - провести тыльной стороной ладони вдоль нижней губы
З - «погрозить» указательным пальцем
Ш - горизонтальное движение ладонью справа налево, как будто змея покачивает головой
Ж - резким движением поставить руки на пояс
Ч - жест «Тише»
Щ - движение ладони вниз «змейкой»
У - указательным пальцем коснуться верхней губы. затем нижней
Л - помахать -пока-пока обеими ладонями
Р - крутить руки по спирали перед грудью
Ы- резко опустить сжатые в кулаки руки
Ъ и Ь - жестами не обозначаются
Возможно, что в процессе знакомства с буквами у вас совместно с малышом появятся немного отличные от этого обозначения. Например, на Ф - во время занятия с Викой мы придумали, что щелбанчик - это ёжик, который фырчит. Такое творчество никому не повредит.
Детям с тяжелыми нарушениями речи привычные картинки А - арбуз, Б - барабан не особо помогают узнавать букву, а жест помогает активизировать произнесение звуков речи.
При составлении слогов из букв используют серию жестов. Знание букв и составление и чтение слогов помогут запуску речи у детей с задержкой речи, стимулируют чтение у детей с нормой речевого развития.
Знакомство с цифрами
Параллельно с изучением букв можно приступать к знакомству с цифрами.
Простые манипуляции со знаками, словесное обозначение подготовят к осознанному счету и обозначению количества предметов соответствующей цифрой: 🌰🌰🌰 это 3
🥕🥕🥕🥕🥕это 5
Для тех, кто заинтересовался деревянными наборами букв и цифр оставлю ссылки в комментариях к этой статье.
Ставьте 👍 для продвижения канала. Пишите вопросы и комментарии под статьей и в мессенджер.
Статью, в которой я советовала с чего начать обучение чтению я писала здесь
*Жестовое обозначение: Жукова О.С., Королева И. В. Методика коррекционной работы детьми, имеющими комбинированные слухоречевые расстрой // Современные подходы к диагностике и коррекции рече расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н. Н. Трауготт.-СПб., 2001