Найти тему
KыRa

Служба на Чукотке. (Часть 5 "Казарма")

При зачислении в подразделения мы, четверо тюменцев, попали в хозвзвод; три шофера и радиомастер. Оказалось, что все шофера служат в хозвзводе, а вместе с поварами, хлеборезом, фельдшером-санитаром, кочегарами и свинарями в хозвзводе несут службу и радиомастера из радиомастерской. Были еще писарь из штаба и помощники прапорщиков с вещевого и продовольственного складов. Всякой твари по паре. Взвод располнел так, что едва помещался в отдельном помещении с двуярусными кроватями и небольшим телевизором под потолком. В дальнейшем нас расформировали, убрав писаря, киномеханика и радиомастеров, оставив в подразделении 30 человек. А в последующем потребовалось для неотложных нужд и наше помещение и хозвзвод был переселен к телеграфистам и телефонистам.

Казарма была примечательная, ее внутренним расположением. Она состояла из двух больших помещений, разделенных длинным коридором, по бокам которого были помещения поменьше, в них размещались учебные классы, ленинская комната, оружейка, умывальная и еще какие-то кабинеты. Почему спальных помещений было два, и они разобщены длинным коридором? Такая архитектура понадобилась по половой причине. Нет, трансгендеров в Советской Армии не водилось, а половой вопрос, когда строилась казарма, стоял ребром. В послевоенные годы ребят, чтобы заполнить все армейские вакансии не хватало, и в армию призывали девушек на специальности радистов, телеграфистов и телефонистов. В одном помещении размещались девушки, а во втором – парни. Разделение длинным коридором не очень-то спасало. По рассказам старых прапорщиков страсти кипели не маленькие, вплоть до самострелов.

Происшествия, надо думать, были столь грандиозными, что последствия их недопущения ощущали и мы, призывники 70-х, хотя женщины уже не служили и в казарме их не было. На всю часть, без забора, но с воротами, был один часовой, имевший при себе карабин, но не имевший ни одного патрона. Такой же часовой, с карабином без патронов, стоял и на командном пункте дивизии, где и несли службу связисты. Отцы командиры, обжегшись на молоке, дули на воду. И хотя с патронами была большая строгость, у многих старослужащих в карманах было по одному или два патрона, которые уходящие на дембель передавали собратьям рангом пониже.

Все знают, что в армии есть звания и должности, но мы не будем о них рассказывать, а поведаем читателю о неформальном ранжировании. Оно состояло из пяти рангов или разрядов: сыны, помазки, фазаны, деды и дембеля. Все призывники числились сынами, хотя дембель мог и деда назвать сыном. Прослужившие полгода переходили в разряд помазков. Что же это означает? Русский мужик остер на язык, он примечает всякую мелочь, и порой нечаянно сказанное слово может приклеится кличкой, сегодня именуемой позывным. И здесь, молодые люди, стремясь быстрее повзрослеть, начинают демонстративно и тщательно сбривать чуть-чуть пробившийся пушок. Это мы пользовались электробритвой, а незадолго до нас в ход шли обычные бритвы и помазки. Вот отсюда и второй армейский неформальный разряд. Сами помазки любили называть себя – пОмаз, горделиво поглядывая на сынов.

Фазаны. Не знаю, как до нас и как сегодня, в наше время настоящими солдатами становились, прослужив год. Человек привыкал к армейским порядкам, форма уже не висела на нем, как на колу, а смотрелась сшитой по конкретному телу, менялось поведение солдата, он становился уверенным, а порой и наглым, в совершенстве овладевал армейским жаргоном и даже честь отдавал не совсем по уставу, с какой-то залихвастостью, но красиво. Менялась и психология. Появлялось в поведении бесстрашие, и не только перед старослужащими, но и офицерами, и даже предстоящей войной, если таковая случится. Естественно, что и форму он приводил в порядок и даже начинал красоваться. Готовыми подворотничками воротник не подшивал, а использовал добрый кусок материи, который не стирал, а при загрязнении просто выбрасывал. Если хвастался какой-либо вещью, показывал приговаривая: «Каноль, муха не сидела». Свой разряд они произносили более благозвучно – фОзан.

Дедами становились прослужив полтора года. Дед он и есть дед. Он давно не моет полы – это удел сынов и помазков. Ведет себя несколько вальяжно, приговаривая: «Дед должен быть толстым и ленивым». Он может не встать в строй. С прапорщиками и офицерами на равных, конечно, соблюдая субординацию, а в неформальной обстановке может и без нее обойтись. Подворотничок пришивает за 20 секунд, а во время «сонтреножа» молодых ехидничает и подначивает. Слышится ропот, тогда дед встает в строй и следует команде отбой. Молодые суетливо раздеваются, а дед уже в кровати. По команде подъем, когда сыны крутят портянки, дед стоит один в строю, застегивая последнюю пуговицу. Письма домой не посылает в конверте за одну копейку, и конверт за пять копеек ему не по чину, а покупает он конверт «авиа» за семь копеек. Но не надо думать, что деды всю грязную и тяжелую работу сваливают на молодых. Ответственное дело – это для дедов. Что-то очень тяжелое и связанное с риском, тогда слышится окрик: «А ну сыны, отошли подальше!»

Здесь я рассказываю про свою часть и свой взвод. Где-то, наверное, были издевательства над молодыми, у нас не было. В столовой за взводом были закреплены два стола, каждый на десять человек. За одним принимали пищу сыны и помазки, за другим фазаны, деды и дембеля. Если первый стол заполнялся полностью, то для второго это было редким явлением. Кто-то занят службой, кто-то на выезде, поэтому с дедовского стола всегда перепадало молодым и никогда наоборот. И никогда не было, чтобы рангом выше съел лучший кусок. Здесь равенство соблюдалось строго. А если добывалось необычное съестное в достаточных количествах, то оно делилось на весь взвод.

Дембеля. Человеку служить уже некогда и неохота. Он готовиться домой, достает недостающее обмундирование, подгоняет его по армейской моде, которая совсем не отвечает требованиям устава, как то: бриджи от повседневной формы ЧШ, хромовые офицерские сапоги, теплую куртку от «спецпошива» вместо шинели, новую шапку… старая совсем поистерлась. Сразу поясняю, что у молодых ничего не забиралось и в «Военторге» не покупалось. Мы это все выменивали у прапорщика на вещевом складе за красную икру, произведенную собственноручно из выловленной браконьерским способом кеты. Особо продвинутые модники достают на том же складе старую офицерскую форму: гимнастерку и галифе. А надо еще оформить альбом, обработать оленьи рога, придав им товарный и декоративный вид. Да, что-то дембель делает по службе, но так, словно одолжение, мол, сделаю уж, не лаяться же мне с вами.

Переходы из разряда в разряд происходили не абы как и с бухты барахты, а строго по приказу Министра Обороны, когда он объявлял о призыве на службу и увольнение со службы. Мы узнавали про этот приказ еще до того, как его печатали в газетах, солдаты узла связи всегда знают приказы раньше командиров.

Чем же занимался хозвзвод? Жизнеобеспечением отдельного 61 узла связи в условиях Крайнего Севера. Тепло, продовольствие, вода, транспорт… Все на колесах и все с колес. Одна «разгрузка» чего стоит. За короткую навигацию надо перевезти годовой запас продовольствия, горюче-смазочных материалов, медикаментов, оборудования… При этом надо перевозить и все то, что перевозится в течении года ежедневно, и сверх того. Нередко и по двое суток за рулем без завтрака и обеда, а то и ужин пропустишь. И вся эта тяжелая работа ложилась на плечи 30 мальчишек, подписавших «…и пусть меня настигнет суровая кара советского народа».

Содержание:

Служба на Чукотке
KыRa28 мая 2022