В истории развития гагаузского этноса большую степень значимости имеет фактор ее идентичности к православной религии. Именно православие определяет направление и характер этносоциальных и этнокультурных процессов в гагаузском сообществе, считают эксперты научно-исследовательского центра им. Марии Маруневич.
Процесс эволюции православных приходов на территории Гагаузии напрямую связан с процессами освоения Буджака задунайскими переселенцами. Эти процессы происходили волнообразно и приняли массовый характер в конце 18-го — начале 19-го веков.
Именно в этот период было основано подавляющее большинство постоянных поселений на территории современного Автономно-территориального образования Гагаузия (Гагауз Ери).
Анализ имеющихся статистических данных и сведений по истории края, проведенный НИЦ им. Маруневич, позволяет сделать вывод о том, что гагаузы оказались наиболее последовательными проводниками православия в регионе и способствовали утверждению позиций православной церкви в крае.
Одновременно с основанием новых населенных пунктов, гагаузы Буджака активно возводили церкви и формировали православные приходы. Промежуток времени между датой основания поселения и датой возведения здания православного культа составлял от одного до пяти лет, в зависимости от благосостояния и численности колонистов.
Строения первых православных храмов на территории Гагаузии были плетневыми или деревянными, в лучшем случае – на каменном фундаменте.
Однако, с 1834 по 1844 г.г., сразу в 13-ти населенных пунктах было развернуто строительство каменных православных церквей.
Возведение каменных храмов в районах Буджака получило массовый характер и было завершено во второй половине 19-го века. Таким образом повсеместно, в селениях на территории современной Гагаузии, основанных задунайскими переселенцами, на смену деревянным и плетневым церквям пришли добротные каменные храмы.
Редкое исключение составили деревянные церкви в гагаузских селах Карбалия и Етулия, простоявшие вплоть до конца 20-го века.
Почти все православные культовые строения в Гагаузии обладают схожими чертами в своей архитектуре и внутреннем убранстве. Они представляют собой одно-престольные двух-купольные храмы, расположенные на местности с учетом привязки к четырем сторонам света, в соответствии с православными канонами.
Исключение составляют: двупрестольный храм Святого Дмитрия Солунского в мун. Чадыр-Лунга, а также много-купольные храмы Кафедрального Собора (мун. Комрат), и Святителя Николая (с. Баурчи).
Как правило, в подавляющем большинстве церквей, колокольни являются составной частью архитектуры храмов.
Лишь в храмовых комплексах Кафедрального Собора Иоанна Предтечи и храма Великомученика Георгия Победоносца в с. Казаклия они автономны и отстоят отдельно от здания церкви.
Сколько всего православных храмов в Гагаузии?
По данным, опубликованным на сайте НИЦ им. Марии Маруневич, на сегодняшний день в Гагаузии открыто:
30 православных (действующих) храмов, из которых 5 находится в Чадыр-Лунге и 4 в Комрате;
32 церковных прихода;
2 женских монастыря, которые находятся на территории Свято-Иверского храма в Комрате и Свято-Дмитриевской церкви в Чадыр-Лунге.
🤚 Gagauznews в Cети. Подписывайтесь на нас:
📌 Телеграм: t.me/...smd
📌 Facebook: www.facebook.com/....md
📌 Яндекс-Дзен: zen.yandex.ru/...ews
📌 Инстаграм: www.instagram.com/...ews (https:/...s/)
📌 Youtube youtube.com/...sha
📌 ТикТок: tiktok.com/...ews
📌 Одноклассники: ok.ru/...141
📌 ВKонтакте: vk.com/...ews
📌Telegram (https:/...md)
📌Твиттер: twitter.com/...ews
Oфициальный канал интернет-портала: gagauznews.md