Почему у этой гимнастки 36 баллов за булавы, а у другой 29? Откуда эта разница? Из чего вообще складываются эти 30, 35 баллов??
Вопрос с оценками в художественной гимнастике всегда популярен. Масса споров, разборов, мнений появляется в сети, особенно во время крупных стартов. Предлагаю разобраться с системой оценивания гимнасток.
Артистизм, исполнение, трудность
Оценка складывается из 3х компонентов. Это артистизм, исполнение и трудность.
Для артистизма и исполнения действует единое правило: изначально для этих оценок даётся 10 баллов, из которых потом вычитаются баллы за ошибки различного характера.
Например, если гимнастка потеряла предмет за площадку, она теряет баллы за исполнение. К исполнению относят и такие ошибки, как потери, узлы, падения и тд.
А если гимнастка двигается не в ритм с музыкой, бригада артистизма снимает с неё некоторое количество баллов.
После окончания выступления и вычета всех сбавок судьи подают окончательные оценки.
Бригада артистизма обозначается А, исполнения - Е.
Формула оценок А и Е: 10.00 - сбавки = окончательная оценка
С бригадой трудности (обозначается D) всё сложнее. Здесь к 0 прибавляют стоимости всех элементов, рисков, мастерств, которые гимнастка успеет представить на ковре. После окончания упражнения, судьи складывают оценки отдельных категорий трудностей и выводят окончательную оценку D.
Категории трудностей:
- DA (мастерства, работа с предметом)
- DB (элементы, риски, волны)
Формула оценки D: DA + DB = окончательная оценка
Общая оценка
После того, как судьи выводят отдельные оценки А, Е и D, главному судье дают отчёт о нарушениях хронометража или выходе за площадку. Если сбавка за какое-либо нарушение ещё не была применена, её вычтут уже из окончательной оценки.
Формула оценки: A + E + D = окончательная оценка
Тут хочется сказать, что при просмотре нельзя точно предсказать оценку гимнастки. Иногда не видно всех ошибок, или наоборот полного образа с места зрителя.
Вроде гимнастка делает хорошо, много интересных и сложных элементов, а тут (условно) только 8ое место. А потом на пересмотрах у неё можно увидеть неточные формы в элементах, недостаточную высоту броска, а тут она и вовсе сделала 4 шага, чтобы поймать риск. Поэтому и получилась низкая оценка.
А эта спортсменка делает программу легко, и вроде всё не так сложно. Но она чисто выполнила упражнение, подзаработала на небольших, но дорогих перекатах и обошла остальных соперниц. Можем поздравить её:)
Но на первом месте оказалась гимнастка с потерей! Потеря оказалась небольшой, девушка взяла предмет без схода с места, не потеряла артистизм, да и оценка D у неё бешеная.
Таких случаев огромное количество, и описать каждый точно не получится. Однако принцип везде похожий.
Так откуда все эти споры об оценках?
К большому сожалению, оценки бригад A и E могут быть достаточно субъективными. Например, суждения об экспрессии тела и лица могут быть разными. Хоть и на курсах подготовки судей эти вопросы поддаются обсуждению и изучению, и подгоняются под определённые рамки, эти оценки не могут быть объективными на 100%.
И да, протест на оценку артистизма и исполнения подать невозможно.
А вот с оценкой D можно поспорить. На неё можно подать протест (что много раз делали гимнастки с тренерами на ОИ-2020 и ЧМ-2021). Судьи могут удовлетворить протест, а могут оставить оценку без изменений (при таком раскладе федерации сделают штраф).
Таким образом, оценки исполнения и артистизма часто вызывают у болельщиков споры по поводу их объективности (такая ситуация и с компонентами в фк, где "лишние" по мнению фанатов компоненты называют грибами).
Самое главное
Вопрос оценок всегда вызывал и будет вызывать много вопросов. Конечно, с развитием спорта и нововведениями объективность будет только расти, но человеческий фактор и личные предпочтения останутся.
Надеюсь, я смогла разъяснить для вас систему оценивания художественной гимнастики!!) Если есть вопросы - я с радостью отвечу на них в комментариях.
Эта статья будет находится в подборке "ХГ простым языком", там же будут разъяснения других интересных тем.