Когда сельджуки завоевали Азию, они заселили наилучшие из подходящих для земледелия областей. А там, где не могло прокормиться много кочевников, основали небольшие военные поселения. Затем наступила эпоха раздробленности, тюркские государства поднимались и падали. По политическим причинам многие из кочевых родов были вынуждены покидать занятую землю. Ядром наших сегодняшних героев стало одно из последних таких объединений, что добровольно оставило Османскую империю и переселилось в Иран. Сейчас они являются этнографической группой иранских азербайджанцев и носят характерное название шахсевены, что означает «любящие шаха».
Несмотря на их относительно молодое происхождение, мы не знаем целиком и полностью историю этих людей. Иранские источники говорят разное, а чаще всего просто молчат. Поэтому более вероятна версия, что это, в некотором смысле, искусственно созданный народ.
В начале 16-го века племена кызылбашей помогли династии Сефевидов объединить Иран под властью тюрок. Но через несколько поколений они оказались главными противниками централизации и вместо опоры трона стали для шахов великой опасностью. Некоторые из них и вовсе восстали, и молодому Аббасу I пришлось искать друзей на стороне. Еще до того, как он вошел в силу и создал пешее войско из обращенных в ислам гулямов, правитель завел собственную тюркскую гвардию, составленную из хорошо зарекомендовавших себя воинов тюркских родов.
Таким образом, шахсевены – это не народ и не племя. Изначально они были, своего рода, сословием. Сторонники действующего правителя просто собрали верных людей, из которых основали новую военную организацию. Изначально под «верными шаху» понимали только политическое объединение. Лишь сильно позднее оно приобрело этнический оттенок.
Основу шахсевенов составили лояльные воины из племен афшар, каджар и бегдили – старых кочевнических объединений сельджукского происхождения. К ним присоединились солдаты из курдов, а во главе стал человек по имени Юнсур-паша. Это был потомок знати государства Ак-Коюнлу, который ушел в Персию при Аббасе I, не найдя общего языка с Османской империей. В дальнейшем эти разнородные группы фактически стали новым племенем.
Правителю было важно, чтобы они выполняли свою функцию противостояния влиятельным кызылбашским родам, которые стояли в руководстве провинцийц. Поэтому они долго сохраняли кочевничество, чтобы поддерживалась их воинственная культура. В отличие от кашкайцев, близкой по исторической судьбе группы, их родиной так и остался Азербайджан. Они продолжали жить в многолюдной и богатой стране, где местные жители говорили на тюркском, а не на персидском языке. Кочевники составляли тут меньшинство.
Для поселения им была предоставлена область, которая находится на стыке границы нынешних Ирана и Азербайджана. Зимой они гнали своих овец в Муганскую степь, на лето поднимались к горам Себелан. При следующих династиях они составляли лучшую конницу в иранской армии. Не случайно, что именно в Мугани произошла коронация двух величайших правителей страны: Надир-шаха в 1736-м году и Ага Мохаммед Шаха Каджара в 1796-м.
В начале 19-го века область проживания шахсевенов была разделена, причем, лучшая ее часть досталась Российской империи. По этой причине в современном Азербайджане почти не имелось бы представителей этой этнической группы, если б не военная экспансия Кубинского ханства. Умелый воин Фатали-хан совершил поход на юг и переселил в глубину своих владений несколько сотен человек.
Когда шахсевены были лишены возможности перемещаться между летними и зимними пастбищами, им пришлось оседать на землю. Сначала они жили во временных деревянных домах, которые и раньше строили на маршрутах кочевий. Сейчас это особая группа иранских азербайджанцев, а в самом Азербайджане от них осталось только большое количество топонимов.
#азербайджанцы #иран #иранцы #тюркские народы #азербайджан