Найти в Дзене
ARTдилетант

Маленькие картины больших художников

Зритель реагирует на известную картину: мы узнаем фирменный стиль и чувствуем себя спокойно и уверенно. Да, это мне знакомо, я – свидетель великого произведения великого художника. Но маленькие картины хранят в себе уютные истории. Например, акварели Кустодиева. Все началось с того, что простой карандаш Бориса Кустодиева изобразил купчиху в окне. Цветастая шаль, кружевная занавеска, кот и фикус. Картина маслом. Хотя нет, маслом была позднее, а сначала – акварель, которая стала обложкой для книги. В 1923 году в издательстве «Аквилон» вышел альбом «Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева. Слово Евг. Замятина». Первая часть – повесть Замятина «Русь»: в славном русском городке Кустодиеве живет красавица Дарья Ивановна... К повести художник нарисовал восемь рисунков. Не Петровским аршином отмеренные проспекты  – нет: то Петербург, Россия. А тут  – Русь, узкие улички,  – вверх да вниз, чтоб было где зимой ребятам с гиком кататься на ледяшках,  – переулки, тупики, палисадники, заборы, заборы. – Е

Зритель реагирует на известную картину: мы узнаем фирменный стиль и чувствуем себя спокойно и уверенно. Да, это мне знакомо, я – свидетель великого произведения великого художника. Но маленькие картины хранят в себе уютные истории. Например, акварели Кустодиева.

Все началось с того, что простой карандаш Бориса Кустодиева изобразил купчиху в окне. Цветастая шаль, кружевная занавеска, кот и фикус. Картина маслом. Хотя нет, маслом была позднее, а сначала – акварель, которая стала обложкой для книги.

В 1923 году в издательстве «Аквилон» вышел альбом «Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева. Слово Евг. Замятина». Первая часть – повесть Замятина «Русь»: в славном русском городке Кустодиеве живет красавица Дарья Ивановна... К повести художник нарисовал восемь рисунков.

-2
Не Петровским аршином отмеренные проспекты  – нет: то Петербург, Россия. А тут  – Русь, узкие улички,  – вверх да вниз, чтоб было где зимой ребятам с гиком кататься на ледяшках,  – переулки, тупики, палисадники, заборы, заборы. – Евг. Замятин «Русь».
Купчиха
Купчиха
Это  – Русь, и тут они водились недавно  – тут, как в огороженной Беловежской Пуще, они еще водятся: «всехдавишь»  – медведи-купцы, живые самовары-трактирщики, продувные ярославские офени, хитроглазые казанские «князья». – Евг. Замятин «Русь».
Торговка овощами
Торговка овощами
На утро – под окном казанский «князь», в ватной шапке горшком, лопоухий, глаза вострые – как сквозь замочную скважину. – Евг. Замятин «Русь».
Продавец ковров (татарин)
Продавец ковров (татарин)
Опершись о расписной сундук, с газетой, на солнце печется, как тыква, тыквенно-лысый сундучник И. С. Петров. – Евг. Замятин «Русь».
Сундучник
Сундучник
Как расправит свою – уже сивую – бороду да сядет вот так, ноги расставив, руками в колени упершись, перстнем поблескивая, да пойдет рассказывать  – краснобаек у него всегда карманы полны  – ну, тут только за бока держись…– Евг. Замятин «Русь».
Купец
Купец
Пост. Желтым маслом политые колеи. Не по-зимнему крикучие стаи галок в небе. В один жалобный колокол медленно поют пятиглавые Николы, Введенья и Спасы. Старинные, дедовские кушанья: щи со снетками, кисель овсяный – с суслом, с сытой, пироги косые со щучьими телесы, присол из живых щук, огнива белужья в ухе, жаворонки из булочной на горчичном масле. И Пасха, солнце, звон – будто самая кровь звенит весь день. – Евг. Замятин «Русь».
Булочник
Булочник

Евгений Замятин ничего не придумывал. Чтобы написать повесть, он разложил перед собой рисунки своего друга и долго на них смотрел. А дальше всё случилось само собой.

Тираж в тысячу экземпляров мгновенно разошелся. Но книгу ждала печальная судьба: Замятин в 1931 году эмигрировал, поэтому всё, что было связано с его именем, попало под запрет. Только в 1989 году вышел альбом репродукций Бориса Кустодиева «Русь. Русские типы».

  • Вам понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!