На днях редакция Orda.kz опубликовала материал А если завтра война? Чем живёт оборонная промышленность Казахстана. Часть I о бронированной колесной технике отечественного прозводства и закупе аналогов из Турции. Министерство обороны распространило в СМИ текст с объяснениями целесообразности закупа бронемашин у турецкого производителя. В Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана в ответ прокомментировали каждый пункт.
Мы публикуем доводы обеих сторон:
Министерство обороны: Потребности внутреннего рынка – незначительные, а в вооружении и военной технике тем более. Поэтому производителю такой продукции необходимо диверсифицировать производство и ориентироваться на экспорт.
Ассоциация предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана: При создании предприятия были подписаны меморандумы, в которых министерство обороны подтверждало потребность, от которой сегодня отказывается. Ввиду отсутствия военно-технической политики и смены руководства министерства все планы пересматривались каждый год. По оценкам специалистов, сегодня большая часть эксплуатируемой техники в армии Казахстана – советского образца, морально и материально устаревшая и требующая замены, а не модернизации.
МО: Ни министр обороны, ни какое-либо должностное лицо, только специально созданный коллегиальный орган на основе оценок военных экспертов, учёных, боевого состава Вооруженных сил и характере возможных боевых действий определяет, какое вооружение и какую технику приобретать. Ни одна страна мира подробно не объясняет, почему приобретается то или иное вооружение, той или иной модели, типа и количества.
Ассоциация: Коллегиальный орган полностью состоит из подчинённых министра и следует его указаниям и приказам, поэтому снятие с себя ответственности и перекладывание её на подчинённых выглядит неуместным.
МО: Один из учредителей Kazakhstan Paramount Engineering – Paramount Group Limited – южноафриканская корпорация, специализирующаяся на оборонной и аэрокосмической технике. Её бронетехника стала прототипом казахстанской бронированной колёсной машины. Изначально бронированная колёсная машина (БКМ) «Арлан» представляла собой копию южноафриканского бронетранспортёра Marauder.
Ассоциация: Kazakhstan Paramount Engineering является полностью самостоятельной структурой и не зависит от Paramount Group Limited. В компании работают только граждане Казахстана. Kazakhstan Paramount Engineering имеет собственное конструкторское бюро, которое позволяет разрабатывать и испытывать машины самостоятельно. Только 35% компании принадлежит Paramount Group Limited.
МО: В 2011 году юаровская компания, являющаяся прародителем
ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering», заключила сделку с Singapore Technologies Kinetics (STK) по поставке бронированного транспорта на сумму 90 млн евро. Однако начиная с 2016 года не осуществила поставки в полном объёме, и в феврале 2018 года STK подал заявку на объявление PCS банкротом. В 2018 году юаровская компания из-за финансовых трудностей и несвоевременного исполнения взятых на себя обязательств была объявлена банкротом и прекратила своё существование.
Ассоциация: Совладельцем Kazakhstan Paramount Engineering на 35% является компания Paramount Group Limited, а не PCS (та самая юаровская компания), как может показаться в тексте. И эта обанкротившаяся компания никакого отношения к ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering» не имеет. Хотели бы ещё раз напомнить, что Kazakhstan Paramount Engineering – абсолютно самостоятельная компания, с собственным конструкторским бюро, имеющая полные права и техническую документацию на производимые машины, способная сегодня создавать собственные разработки.
МО: Министерством оборонной промышленности Азербайджана ранее было закуплено 45 БКМ «Марадёр» и «Матадор», ещё 65 машин произведены на предприятии «Завод ЭВМ» в Азербайджане. Дальнейшее производство на его территории также прекращено. В 2008 году Paramount Group и компания KADDB (Иордания) заключили соглашение о совместном производстве БКМ «Марадёр». При этом серийный выпуск на иорданском предприятии осуществлен не был. В 2011 году оборонное ведомство Грузии отказалось от производства БКМ «Марадёр» в пользу БКМ «Дидгори», разработанной на базе Ford Super Duty. Таким образом, единственной компанией, производящей невостребованную продукцию, остаётся ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering».
Ассоциация: «Арлан» прошёл все необходимые испытания и принят на вооружение приказом министра обороны в 2017 году. Вся эксплуатация идёт при полном техническом сопровождении и в сотрудничестве с министерством обороны, которое не может об этом не знать.
МО: Модель («Марадёр» – Прим. ред.) снята с производства, завод обанкрочен, нигде в армиях мира эта БКМ не используется. Поэтому техническая документация была передана ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering». Затраты на документацию включены в стоимость продукции данного ТОО.
Ассоциация: Документация конструкторским бюро была передана бесплатно, в себестоимости не присутствует.
МО: Министерство обороны на постоянной основе осуществляет мониторинг рынка вооружения и военной техники. Порядок принятия образцов на вооружение чётко регламентирован Правилами принятия на вооружение, являющимися официальным нормативным актом. Что касается турецких машин, они также изучаются в соответствии с процедурой, определённой данным документом. Вопрос закупки турецких БКМ будет рассмотрен только в случае принятия положительного решения внутриведомственным совещательным органом по итогам испытаний.
Ассоциация: Эта статья ещё раз доказывает предвзятое отношение к Kazakhstan Paramount Engineering и подтверждает доводы о лоббировании министром турецкой компании, что подтверждается согласно дорожной карте: ускоренное принятие на вооружение без проведения соответствующих испытаний согласно приказу №30, с выездом наших военных и других на территорию иностранного государства. Хотя эти машины находятся в Казахстане.
МО: С 2016 года приобретено 138 единиц БКМ «Арлан». В 2021 году проведено сервисное техническое обслуживание 60 единиц, поставленных в 2017–2018 годах. В 2022 году поступят ещё 10 единиц с боевым модулем и 20 БКМ «Арлан» – в 2023 году. Поэтому информация о том, что заказано только шесть машин, является недостоверной. Таким образом, по итогам 2023 года общее количество достигнет 168 единиц техники.
Ассоциация: Мы утверждаем, что казахстанский завод мощностью в 300 машин в год загружался министерством обороны не многим более чем на 10%. В среднем 33 машины в год за пять прошедших лет. Документально на сегодня заключён контракт в этом году на 2023 год на шесть машин. На упоминаемые дополнительно 14 машин контракт не подписан. То есть по факту в соответствии с государственным оборонным заказом есть договор на производство шести машин, что составляет 2% от общей мощности казахстанского завода.
МО: Касательно утверждения о цене продукции ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering», которая в два раза дешевле зарубежных аналогов, приводим данные о стоимости:
- БКМ «Арлан» (Казахстан) – 424 945 440 тенге
- БКМ «Cobra 2» (Турция) – 345 600 000 тенге.
Ассоциация: Эта таблица искажает информацию и манипулирует ценами, приводя стоимость «Арлана» с учётом НДС, дополнительных опций и сопоставляет разные классы машин. При этом представленная Cobra – пустая и не является MRAP (миностойкой и защищённой от подрыва и атак из засад – Прим. ред.), тогда как «Арлан» оборудован и MRAP. Более того, Cobra надо сравнивать с машиной класса «Алан-2» производства Kazakhstan Paramount Engineering, которая стоит 275 млн тенге, что на 70,6 млн тенге дешевле турецкой машины.
МО: Производственные проблемы ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering», связанные с экономическими просчётами, маркетинговыми ошибками и кредитами в банках второго уровня, не являются предметом обсуждения с оборонным ведомством. Попытки манипулирования общественным мнением, ссылаясь на собственные финансовые проблемы, и оказания давления на министерство обороны являются бесполезными и могут в самое ближайшее время иметь правовые последствия.
Ассоциация: Ответ министерства позволяет понять, как заинтересован министр обороны в дискредитации Kazakhstan Paramount Engineering и продвижении турецкой компании.
МО: Представляем краткий сравнительный анализ БКМ «Барыс» и БКМ «АРМА» (Турция):
- БКМ «АРМА» состоит на вооружении в нескольких армиях мира – ОАЭ, Турция, Бахрейн, Руанда.
- БКМ «АРМА» производится серийно, в то время как БКМ «Барыс» является опытным образцом.
- Турецкая машина имеет преимущества по массе (24 тонны против 28, что выявлено в ходе войсковых испытаний) и габаритам (меньшая высота по крыше башни).
Ассоциация: Здесь также подтверждается лоббирование, так как «Барыс» 8х8 завершил испытания с выводами комиссии о целесообразности принять на вооружение эту машину. Благодаря конструкторскому бюро в процессе испытаний устранены все выявленные недостатки.
Выписка из соответствующего Акта:
«Вывод: в ходе опытно-войсковой эксплуатации бронированная колёсная машина 8х8 «Барыс» с боевым автоматическим модулем «Ансар» соответствует заявленным техническим характеристикам, указанным в программе опытно-войсковой эксплуатации, утверждённой главнокомандующим Сухопутными войсками Республики Казахстан и согласованной генеральным директором Kazakhstan Paramount Engineering. Боевой модуль необходимо привести в соответствие с прицельно-войсковым комплексом «Пеленг» или заменить на другой прицельно-поисковой комплекс. Учитывая мнения и предложения экипажа, членов рабочей группы, целесообразно принять на вооружение с внесением в технические требования изменений, отражённых в предложении».
МО: По реплике о приоритетных условиях испытания для турецкой военной техники сообщаем, что будут проведены демонстрационные испытания возможностей БКМ Cobra-2 в сертифицированном центре завода-производителя в условиях отрицательных температур (ниже -30 градусов), в соответствии с дорожной картой, утверждённой МИИР.
Ассоциация: Этот пункт полностью подтверждает приоритетность иностранного поставщика для министерства обороны, так как центр завода-изготовителя – заинтересованная сторона, он необъективен в оценке в силу конфликта интересов. Эти испытания будут проводиться за рубежом за счёт налогоплательщиков Казахстана и представлять высокий уровень заинтересованности (турецкую компанию будут проверять в Турции). Конечно, такой центр даст только положительное заключение, а нужно независимое и беспристрастное решение, а это может сделать только сам заказчик в реальных полевых зимних условиях Казахстана. Невозможно проверить машину на преодоление снежного покрова в камере центра завода-изготовителя.
МО: Относительно высказывания председателя наблюдательного совета ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering» А. Барысова «Главное – это цена. Проблема заключается в том, что наша армия не отделена от финансов» сообщаем, что Бюджетным кодексом РК строго закреплена процедура формирования и исполнения бюджета государственных органов, чем руководствуется уполномоченный орган по ГОЗ в лице МИИР. Задача министерства обороны определить технические требования и потребное количество.
Ассоциация: Министерством обороны заблаговременно закладываются технические параметры, которые могут соответствовать определённому продукту, который министерству обороны «приглянулся».