Кузнецовы — знаменитая династия купцов и фабрикантов Российской империи, в XIX—XX столетиях были владельцами фарфоровых и фаянсовых фабрик, которых по праву называли «фарфоровыми королями» России.
Кузнецовский фарфор покупали не только по всей России: от крестьян до зажиточных семей. Но и в Персии, Турции, Балканских странах. Кузнецовский фарфор даже смог вытеснить на Ближнем Востоке изделия европейских поставщиков.
Выясним откуда же начала свою историю империя фарфоровых королей?
Нравятся наши публикации? Поддержите авторов проекта «Бизнес – это люди»: подписками, лайками и комментариями!
Откуда пошла история династии?
В конце 18 века Яков Васильевич Кузнецов вместе с сыновьями Терентием и Анисимом держал кузницу и занимался торговлей. В 1810 году Кузнецовы начали строить недалеко от села Гжель (Московская область) фарфоровый завод. Место было выбрано не случайно. В Гжели было главное для производства: прекрасная глина и лес, как топливо для печей. В те времена фарфоровых заводов строилось много, а изготовление керамической и фарфоровой посуды было популярным делом.
Керамический промысел возник в Гжели еще в 16 веке. В середине 18 века на смену керамике пришел фарфор. Так как в 1747 году Иван Гребенщиков разработал специальную технологию получения фарфоровой массы из гжельской глины.
Фарфоровое дело для Кузнецовых оказалось прибыльным. И уже в 1832 году сын Якова Терентий Кузнецов построил фарфоровый завод в деревне Дулёво (Московская область). Здесь были уже цех, помещения для сортировки изделий, просторные склады.
В 1843 году Терентий Кузнецов построил фабрику в Риге, где велось массовое производство столовой и чайной посуды. Параллельно он вел переговоры о покупке предприятия Сафонова. В 1851 году Сафонов сдался: сначала отдал свой завод в аренду, а затем и продал. В результате Кузнецов не только расширил дело, но и получил специальные технологии и штат замечательных художников по фарфору.
Во второй половине XIX века годовой выпуск Кузнецовской посуды достиг 50 млн. предметов, а оборот — 4 млн. руб. На заводах работало около 5 тысяч человек. Предприятия Кузнецовых стали крупнейшими на русском и мировом рынке поставщиком фарфора, фаянса и майолики и других видов керамических изделий.
Матвей Сидорович Кузнецов
Наибольший расцвет и мировую известность семейное дело Кузнецовых получило под руководством внука основателя династии Якова – Матвея Сидоровича Кузнецова, прозванного «фарфоровым королём» России.
Матвей с детства готовился взять семейный промысел в свои руки. В 15-летнем возрасте будущий промышленник был отправлен в Ригу, где управляющий фабрикой вводил его в курс дела.
Матвей Кузнецов был рачительным хозяином. Главной своей целью он считал объединение всех частных фарфоровых заводов России. Он начал скупать предприятия конкурентов.
Из серьезных приобретений был фарфоровый завод Ауэрбаха в селе Кузнецово (ныне Конаково). Это предприятие существовало с 1810 года, а его продукция неоднократно удостаивалась медалей на торговых ярмарках. Покупка завода Ауэрбаха укрепила престиж компании Кузнецова. В 1889 году было учреждено "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова".
При Матвее Сидоровиче Кузнецовская империя достигла максимального расцвета - ей принадлежали 18 предприятий и доминирующая роль на российском рынке.
Самым крупным приобретением Матвея Сидоровича стал фарфоровый завод Гарднера. Английский купец Френсис Гарднер построил в России фарфоровый завод в 1766 году, а в 1779-м первым в России наладил выпуск статуэток ("фарфоровых кукол"), которые пользовались огромным спросом.
Гарднеровский завод не выдержал конкуренции с Кузнецовским производством. В 1892 году Елизавета Гарднер, последний владелец предприятия, продала его Кузнецову за 240 тыс. рублей. Авторитет марки "Гарднер" был весьма велик, и ее было решено сохранить — право использования товарных знаков было закреплено в договоре о покупке завода.
Затем на протяжении нескольких лет ряд небольших фабрик (Славянская, Песочная, Мальцевская) также перешли в состав "Товарищества Кузнецовых". Так Кузнецов стал монополистом фарфорового производства. На его долю приходилось 2/3 всех изделий.
"Товарищество" торговало не только на 12 российских ярмарках, но и в Персии, Турции, в балканских странах. Кузнецовский фарфор даже смог вытеснить на Ближнем Востоке изделия европейских поставщиков.
Про фарфор и его секреты
К концу ХIХ века Кузнецов владел 18 предприятиями и был крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса и майолики на российском рынке. Причиной столь впечатляющих успехов была грамотная рыночная стратегия.
Продукция Кузнецовских заводов всегда была ориентирована на разного потребителя. Для крестьян выпускалась недорогая посуда с традиционным фольклорным орнаментом, для горожан — упрощенный вариант "дворянских" сервизов, но без применения дорогостоящих красок. Кроме того, выпускалась посуда "трактирная", для ресторанов. Для состоятельных домов имелась посуда даже "с золотым нутром".
Ассортимент продукции Кузнецовых был огромен. Помимо фарфоровой, фаянсовой, опаковой столовой и чайной посуды фабрики изготавливали из майолики (вид керамики) различные украшения для отделки внутреннего убранства домов. Особой популярностью пользовались предметы интерьера - терракотовые скульптуры и вазы.
Для изготовления настоящего фарфора применялись свои "рецепты", которые передавались из поколения в поколение. Основных секретов было два. Первый секрет заключался в подготовке глины. Для этого сырье перед замесом долго держали во влажных подвалах. Процесс вылеживания глины назывался "летование".
Второй секрет был в качестве топлива. Торф готовили в определенные дни лета, чтобы был абсолютно сухой. Ведь необходимое условие для высокотемпературного обжига фарфора, это сильно разогретые печи с равномерным поддержанием в них температуры.
В росписи изделий использовались модные тона: голубой, сиреневатый, розовый, желтый. Роскошные букеты цветов, живописные, природные пейзажи и жанровые сцены украшали Кузнецовский фарфор, придавая ему несравненно "богатый" вид.
"Восточный" товар был строго ориентирован на азиатский рынок, куда входили Персия, Монголия и все страны Средней Азии. Декор имел 3 направления: сюжетные картинки с изображением китайцев, красочные и сплошные рисунки, состоящие из печатей и ручной росписи, называемые "кашгарская печать", трехцветные узоры с применением красных, зеленых и желтых цветов ("китайские мотивы").
Со временем Матвей Кузнецов завёз французское оборудование, внедрял новые технология росписи - деколь, нанимал известных художников с мировыми именами и многое другое. Безусловно, за этим стояла не только цель наживы, но и большая любовь к России, желание ей служить и быть лучшими в фарфоровом деле.
В поисках новых дизайнерских идей, в начале 20 века, Матвей Кузнецов обратился к известному художнику Михаилу Врубелю, и тот некоторое время трудился на фарфоровом поприще. В частности, результат этого сотрудничества — знаменитое блюдо "Садко".
Однако машинное воспроизведение декоративных элементов грозило снижением художественного уровня изделий. Кузнецову удалось избежать этой опасности. На его заводах "механическое" творчество сочеталось с ручной дорисовкой.
Достойный наследник династии
По натуре Матвей Кузнецов был крепким предпринимателем и при создании своего большого товарищества перед собой ставил две основные задачи:
- конкурентоспособность своей продукции по отношению к европейскому фарфор,
- сохранение всех клиентов фабрик, выкупленных им.
В связи с этим Кузнецов оставил все торговые названия мануфактур и фабрик, которые когда-то были присоединены к его масштабному производству, а во внешнем виде продукции поддерживал преемственность.
Матвей Кузнецов принадлежал к тем промышленникам, которые добивались на предприятиях жесткой дисциплины, параллельно создавая рабочим хорошие бытовые условия. Им отводилась земля под строительство домов, при заводах имелись общежития, церкви, больницы, школы, магазины.
В 1900 году на предприятиях Товарищества было выпущено посуды, ваз, фигур и других изделий более чем на 7 млн. руб.
Изделия заводов Кузнецовых получали на русских и международных выставках высшие награды, а 1872 году Товарищество получило право ставить на своих изделиях Государственный герб.
В начале XX века на фарфоровых заводах Кузнецова было 8 печей для обжига посуды, 3 паровые машины мощностью в 530 лошадиных сил, 20 муфельных печей.
После Октябрьской революции
После 1917 года большинство членов семьи Кузнецовых жили в Риге, где продолжали владеть фарфоро-фаянсовой фабрикой. В РСФСР их предприятия были национализированы. После вхождения Латвии в состав СССР в 1940 году и Рижское предприятие Кузнецовых было национализировано, некоторые члены семьи были отправлены в Сибирь. Многие наработки были утеряны, понадобилось время, так же силы новых художников и мастеров, чтобы заново возродить жизнь Кузнецовского фарфора в России.
Сегодня фарфоровое дело Кузнецова живет в Дулёвском фарфоре. Прошло время и производство начало полноценно развиваться после 50-х годов 20 века.
Нравятся наши публикации? Поддержите авторов проекта «Бизнес – это люди»: подписками, лайками и комментариями!
Читайте также:
Человек с большим сердцем или как педагог со стажем открыла пансионат для пожилых