Найти тему
Борис Драгилев

Девочка и старик

- Девочка, приходи к нам на вечер удивительных историй что-то рассказать.

- Ой, а я не знаю, что рассказывать.

- Да всё, что угодно можно.

- Ну, я даже не знаю. А про что?

- Вот у тебя есть что-то очень важное в жизни? Что для тебя очень значимо?

- Ну, много чего.

- Ну, начни с чего-то.

- Но ведь это никому не интересно будет.

- Всё, что интересно тебе, то будет интересно и людям. Вот что для тебя важно прямо сейчас.

- Лето заканчивается, а я еще не отдохнула.

- Ну, тогда надо рассказать про человека, у которого закончилось лето, а он так и не отдохнул. Он всё пытался отдохнуть, и в последний день успел или наоборот не успел, представляешь. А ещё что значимо?

- Я не знаю, зачем я здесь появилась?

- Ого! Но сперва нужно ответить на вопрос: «кто ты?». Ты человек, который…

- Я человек, которому нравятся всякие головокружительные приключения. Я бы хотела каждый день ходить в парк аттракционов.

- Ну, вот сразу же можно рассказать историю о человеке, который никогда не бывал в парке аттракционов. Или можно сказать: Я человек, который уже 100 раз был в парке аттракционов, и завтра пойду в сто первый раз.

- А зачем вам такая история?

- Это интересно. Человеку всегда интересен чужой опыт. И он его не фильтрует, он его воспринимает «в копилку», плюсует к своему. Невозможно "развидеть" один раз увиденное, невозможно "расслышать" один раз услышанное. То впечатление, которое у тебя есть, оно сразу же начинает влиять на человека, которому ты это рассказала. Мгновенно. И он не может ничего сделать. Он полностью безоружен. Рассказанная история, она как рассол в банке с огурцами. То есть ты не можешь быть не солёным огурцом в маринаде, ты все равно будешь солёным огурцом. И так же история, запущенная в мир, она начинает влиять на всё остальное. Да, влияние порой ничтожное, но ненулевое.

- Я согласна. А зачем нужно влиять на людей?

- А зачем ты находишься в том мире?

- Если честно, я хочу нравиться людям. И когда мне будет плохо, они мне помогут.

- Иными словами тебе интересна взаимовыручка? Взаимоотношения. Коммуникация. Связь между тобой и другими людьми. Если она устойчива, то это будет как кристаллическая решётка, когда каждый поддерживает друг друга. Вместе гораздо легче и веселее выживать. Плохо быть одному. Счастливый человек чувствует себя частью чего-то большого. И от этого всегда спокоен.

И давай тогда поставим себе большую задачу: что, если установить связь со всеми людьми на свете, чтобы, например, если тебе станет плохо, все люди могли тебе помочь.

- Да, это здорово! И тут дело даже не во мне, тогда может быть при помощи историй можно чуть-чуть подправить этот мир?

- А что бы ты изменила в этом мире? Что тебя не устраивает?

- Очень много неуправляемой агрессии вокруг.

- Хорошо. Начнём? Вот идёт девочка по лесу, возвращается домой со станции по тропинке. И вдруг навстречу ей... Неуправляемая Агрессия! "Здравствуй, девочка, я Неуправляемая Агрессия." Что ты будешь делать? И девочка ей отвечает:..

- Может быть попытаемся как-то договориться?

- А она ей: "Я – неуправляемая агрессия, я сама не могу с собой договориться"

- Ну, тогда я не знаю. Такие вопросы меня ставят в тупик. Надо ей что-то предложить.

- Ну, предложи ей что-нибудь. Попытайся что-то сделать первым путём – наивным путём. Первое, что делает герой, он пытается применить предыдущий опыт, уже существующий, в новой ситуации. Он может стукнуть, убежать, замереть, подкупить. Пусть у него это не получится, потому что в новом опыте старые методы не работают. И что сделала девочка?

- Стала с ней болтать?

- Ага-а! Решила с ней подружиться. Говорит: А пойдём посмотрим, где ты живёшь. Неуправляемая агрессия подумала: надо же, первый раз такое. И они пошли к ней. И тут неуправляемая агрессия думает: ой, у меня же не убрано. Подожди, девочка, я сейчас. А девочка осталась ждать и разглядывать домик. И увидела?..

- Наверху чердачное окошко, которое было приоткрыто..

- И оттуда торчали чьи-то ноги.

- Это были ноги огромного паука...

- Вау! То есть смотри. Мы отправляемся в путешествие, не зная, чем оно закончится. Если бы мы знали, чем это закончится, то это была бы притча. Притча – это всегда подводка. Вот у нас уже есть какой-то афоризм, а мы придумываем к нему историю. А сказка, это когда «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». То есть мы просто исследуем этот мир. Мы не знаем, где живёт неуправляемая агрессия. И нам надо максимально абстрагироваться от нее. Но где то мы помним, что это неуправляемая агрессия. Мы даже можем дать ей название: Агриппина! Имя так звучит, как неуправляемая агрессия – АГРИППИНА!!! А дальше надо забыть, что это неуправляемая агрессия, но смотреть, как она живёт, исследовать ее мир. И мы изучим поведение этой неуправляемой агрессии, узнаем её привычки, повадки и поймём, что с ней делать.

Вот у нас есть реальная проблема, а мы выходим на абстрактный уровень вообще таких проблем. Там находим вообще решение – в этой сказке, и применяем вообще решение для какой-то конкретной задачи, возвращаемся обратно. То есть переносимся в какой-то потусторонний мир, сказочный мир, там решаем вообще проблему, на абстрактном уровне, а потом пробуем применить эту абстрактную модель к этому чему-то конкретному. Не получилось, делаем ещё один цикл.

Видишь, девочка, сколько всего уже можно рассказать. А ты говоришь, я не знаю, что рассказывать.

- Дааа…

- Резюмируем. Человек рассказывает то, что ему важно: кто он такой, зачем он здесь существует, как ему справиться с тем, зачем он здесь существует, как это преодолеть. Это первые три вопроса. И четвёртые вопрос: ему интересно, как там у других, то есть изучить опыт других людей. Вопрос "кто" папа всех вопросов: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как.

Теперь давай поймём, как устроено любое событие. Чем обусловлено любое событие. Вот ты начнёшь рассказывать о том, как ты в первый раз пошла в парк аттракционов. То тебе было важно? Какую смертельную угрозу ты преодолевала?

- Страх неизведанного.

- Нет.

- Страх разбиться?

- Ну, а зачем человеку специально испытывать страх?

- Чтобы почувствовать себя сильным.

- Это для того, чтобы почувствовать себя сильным. А почему человек идёт на карусели? Давай сыграем в такую игру. Девочка пошла на аттракционы потому что…Почему?

- Ну, потому что подруга ей рассказала, как там здорово.

- А ей подруга рассказала потому что на видела по телевизору, как кто-то катается на каруселях. А она видела по телевизору потому что…

- Потому что папа купил новый телевизор.

- То есть любое событие чем-то обусловлено. И что-то предпринимается, чтобы преодолеть вот эту угрозу, которая возникает. Следствия идут из причины. Или иногда действуют совместно. Мы взяли событие: девочка пошла на аттракционы. Скорее всего, преодолевается скука, смертельная угроза – жить скучно. Жизнь проходит, и она проходит скучно, а она одна. Детство всего одно. Это смертельная угроза для детства. То есть история всегда возникает из того, что у героя возникает смертельная угроза того, что ему важно. Ему важно жить весело. А приключения умрут, если я не сделаю что-то. То есть кто-то погибнет. И в настоящей трагедии. Если погибает ценность, то и герой должен погибнуть. Например, в фильме Географ глобус пропил – претензия к сценаристам: герой не погиб. Трагический герой должен погибать вместе с ценностью. У него нет надежды, ничего нет, а он ещё и жив остался.

- Но это жизненная правда. Все ведь, в основном, так и живут.

- Жизнь и драматическая ситуация не равны. Это как я тебя попрошу нарисовать схему, как дойти до метро, и это не будет тем, как дойти до метро. Даже если ты сфотографируешь сверху, это все равно будет описанием того, как дойти до метро. Даже если это будет видео, это все равно будет описание. Тот путь, как ты пойдешь до метро, он уникален и неописуем. И поэтому любое описание – это модель мира, но оно не равно миру. И вот, когда ты рассказываешь о том, то тебе важно, ты берешь то, что тебе важно, объясняешь, почему тебе важно, и что случится – озвучиваешь какой-то альтернативный фактор. То случится, если ты этого не сделаешь. Что случится, если ты не пойдёшь на аттракционы? Детство пройдёт. Это тот случай: когда у тебя в детстве не было велосипеда, и ты вырос и купил себе велосипед, у тебя все равно в детстве не было велосипеда. И здесь так же. Именно сегодня, именно это воскресенье умрёт, если мы не пойдём на аттракционы. Следующее воскресенье – это уже другое воскресенье. Каждая секунда – это человеческое существо, которое может умереть. То есть мы воспринимаем ценность, как живое существо, которое может погибнуть. И мы его спасаем. Так устроена абсолютно любая история. Триединство: герой, то, что ему важно, и то, что угрожает тому, тоговорить родителей разрешить пойти а аттракционы.

- Она говорит, что у подруги будет день рождения, и подруга хочет его отмечать только в парке аттракционов.

- То есть девочке надо утроить коммуникацию с папой, как с финансовым спонсором и с ма ему важно. И чтобы преодолеть угрозу для ценности героя, герой совершает поступок. Вот это первое действие. То есть ему пойти на карусели. Но как? Папа работает, а мама против. То есть у девочки возникает план, как умой, как с благословителем этого мероприятия. И еще, ей надо взять подружку, которая ей будет помогать. И вот у тебя возникает история. Чтобы история была интересной, нужно, чтобы с первого раза у девочки ничего не получилось. Она не только не пошла, но ей даже думать запретили об этом. Папа сказал, что эти деньги потратим на новую куртку, а мама сказала: только через мой труп и хлопнула дверью. Вот здесь и начинается настоящая история. Когда все мосты сожжены, обратной дороги нет.

- То есть настоящая история рождается в слезах.

- Да, когда совсем уже нет выхода. А девочка уже пообещала подружке, что придёт, иначе они поссорятся. Вот это завязка истории.