В наше время всего несколько стран имеют возможность создавать истребители пятого поколения с полным циклом. К этим странам относятся Россия, США и Китай. Создателем первого истребителя пятого поколения считают США с их самолетом F-22. Истребителем пятого поколения у России является Су-57, у Китая - J-20. Есть несколько стран, которые также имеют планы по созданию истребителя пятого поколения.
И если с Россией и США все в принципе понятно, то с Китаем есть некоторые вопросы, например как эта страна могла самостоятельно, без помощи со стороны создать истребитель пятого поколения. Тем более, что Россия и США имеют долгую историю авиастроения еще с начала 20 века и за эти десятилетия у наших стран сложились самые опытнейшие в мире авиастроительные школы, тем более в сфере боевой авиации.
Так вот, существует экспертное мнение, что китайский истребитель J-20 был создан на основе американского F-22. Взять и просто внешне скопировать истребитель, конечно же, можно и не должно составлять труда для инженеров-конструкторов. Но вот, скопировать начинку самолета один в один, нереально, даже имея у себя в наличии сам самолет. Либо же нужна техническая документация на истребитель и, желательно, вся. Поэтому, тут или сработал промышленный шпионаж или же, у Китая, действительно появились чудо-инженеры, создавшие истребитель.
Но есть еще одно мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 мог быть создан на основе советского истребителя МиГ.144. На это есть косвенные доказательства. Если присмотреться, то внешне китайский истребитель напоминает МиГ.144, отличаются, разве что воздухозаборники и цельноповоротные кили. Вообще, МиГ.144 начали разрабатывать еще в конце 1970-х гг. Именно, МиГ.144 и должен был стать первым в мире истребителем пятого поколения. Истребитель включал в себя целый ряд нововведений, в том числе, технологию "стелс".
Был построен один прототип истребителя, который поднялся в воздух в 2000 году. Но ввиду того, что в 2002 году предпочтение было отдано разработке современного Су-57, разработка МиГ.144 окончательна оказалась свернута. Наиболее интересной особенностью МиГ.144 являлось то, что самолет имел малое треугольное адаптивное крыло, которое было необходимо для изменения аэродинамических особенностей истребителя при разных режимах полета и на разных рабочих высотах.
Тем не менее, в 2011 году Китай показал свой истребитель пятого поколения J-20, схожий внешне с советским МиГ.144. Как говорилось выше, даже некоторые особенности были похожи у обоих самолетов. Конечно, утверждать то, что Китай скопировал наш истребитель - голословно. Ведь, безусловно, у этой страны могут быть талантливые инженеры-конструкторы. Тем более, нет никаких доказательств передачи Китаю технической документации от истребителя МиГ.144. Но все же, есть мнение, что большая часть китайских истребителей J-20 оснащены российскими авиационными двигателями для истребителей четвёртого поколения АЛ-31ФН. Ранее, Китай массово скупал их у России.
Но не смотря на все, Китай гордится своими созданными авиационными двигателями, такими как Xian WS-15, которые также устанавливаются на J-20. Тем не менее, истребитель J-20 имеет свои недостатки. Например, к ним можно отнести ограниченную маневренность. Кроме того, есть мнение, что сами китайские двигатели имеют очень ограниченный ресурс износоустойчивости, нежели российские и американские двигатели. Ну и, конечно же, по основным показателям и маневренности китайский истребитель пятого поколения J-20 уступает российскому истребителю пятого поколения Су-57, который, на данный момент, является самым лучшим в мире в своем классе.
Но, расслабляться и сбрасывать со счетов как Китай, так и США, ни в коем случае, нельзя. Технологическое лидерство устроено так, что сегодня "ты на коне", а завтра тебя просто обойдут и попробуй потом догнать уже ушедшего вперед лидера. Ведь, порой догнать его удается очень и очень сложно, а иногда - невозможно. Поэтому, как говорят в народе: "нужно всегда держать руку на пульсе", даже в сфере авиационных технологий, где казалось бы, лидерство России всегда было и является бесспорным.
Если Вам понравилась статья - поставьте лайк. Будем рады вашей подписке на наши каналы в Телеграм, Дзен, Youtube и ВК. Для тех, кто хочет поддержать канал материально, можно это сделать перейдя по ссылке: https://sobe.ru/na/na_razvitie_kanala_f7s0 или по специальной, выделенной ниже, кнопке: