27 июня началось долгожданное исследование Актюбинского могильника, древнего некрополя сарматского (2500 лет) и мадьярского (1000 лет) периодов. Два года осуществлению археологических раскопок на уникальном памятнике истории препятствовала волна пандемии. Тридцать студентов Южно-Уральского государственного университета под руководством докторов исторических наук А.Д. Таирова и С.Г. Боталова на сегодняшний день вскрыли культурный слой одного из семи могильных курганов. Через две недели раскопок студентов заменили школьники челябинского археологического кружка под руководством заслуженного учителя Российской Федерации С.В. Маркова.
Следует пояснить, что территория могильника находится на трех так называемых Соколиных сопках и на ее тщательное изучение потребуется не один сезон археологических раскопок. На близлежащем мадьярском некрополе, на берегу озера Уелги раскопки проводятся на протяжении последних 13 лет. Актюбинский могильник исследуется несколько недель, но на нем уже обнаружены уникальные изделия мадьярского и сарматского периодов. Данным находкам нет аналогов. Производство археологических раскопок начато с западного склона самой возвышенной сопки – гривы Корина. По логике, самые значимые погребения должны быть расположены в центральной части сопки. Поэтому главные находки ждут нас в ближайшем будущем. Поскольку уже найденные предметы погребального инвентаря изготовлены из драгоценного металла (серебро с позолотой) и представляют огромную научную ценность, то после реставрации изделия, скорее всего, будут переданы на ответственное хранение в государственный исторический музей Южного Урала, расположенный в г. Челябинске.
В средствах массовой информации периодически появляется не достоверная информация об открытии объекта культурного наследия и его месторасположении. Поэтому первым делом я восстановлю истину и назову имя первооткрывателя данного памятника истории – В.К. Егорова. В июне 1970 года краевед в туристическом походе со школьниками обнаружил на Соколиных сопках семь курганных могильников и запечатлел их в первозданном виде на фотоснимках, слайды которых я нашел в краеведческом музее села Миасского и оцифровал. Спустя 30 лет Владимир Константинович в поездке на Актюбу с директором краеведческого музея Л.И. Кашиной уже не смог найти следов могильника, поскольку к тому времени все курганные насыпи были распаханы земледельцами. Также ошибочно утверждение журналистки первого областного информационного агентства о том, что древний некрополь расположен в соседнем Кунашакском районе. Территориально Актюбинский могильник относится к Красноармейскому муниципальному району.
Повторно утерянное месторасположение некрополя по очертаниям могильных пятен было выявлено в 2019 году мною и главой Красноармейского района Ю.А. Сакулиным. Первоначальные находки бронзовых изделий и наконечников стрел позволили датировать могильник эпохой раннего железного века и, конкретно, сарматским периодом – 5-3 веками до н.э. Но 9 октября прошлого года мною и А.Д. Таировым на месте одного из распаханных сарматских курганов были обнаружены десять серебряных с позолотой изделий мадьярского периода. Согласно проведенному в Венгрии радиоуглеродному анализу находки датировались 8 веком новой эры. Таким образом, на момент начала археологических раскопок могильник был представлен погребениями двух различных исторических этносов. Следует отметить, что на территории Челябинской области аналогичных следов присутствия древних венгров выявлено ничтожно мало, что представляет особый интерес для археологов в плане изучения Актюбинского могильника.
В чем заключается уникальность некрополя на Актюбе по словам специалиста по древним венграм, профессора древней истории С.Г. Боталова? Во-первых, отдельные находки мадьярского периода датируются временем, когда племена древних венгров начали массовое передвижение на Запад, в Паннонию, территорию современной Венгрии. Во-вторых, как показал радиоуглеродный анализ серебряных изделий, найденные дорогостоящие предметы изготовлены на Южном Урале, а не как ранее предполагалось – привезены с далеких берегов Дуная. В-третьих, по версии С.Г. Боталова в отличие от близлежащего могильника на Уелгах на Актюбинском могильнике мадьяры хоронили лиц с высоким социальным статусом, к примеру, вождей. В-четвертых, на Уелгах девять из десяти мадьярских погребений были ограблены еще в древности, чего нельзя сказать об Актюбе, исходя из результатов прошлогодних раскопок археологов. К сожалению, отдельные погребения на гриве Корина задеты плугом трактора.
По предварительному мнению специалиста по сарматскому периоду раннего железного века А.Д. Таирова курганный могильник на Актюбе относится к гороховской археологической культуре (6/5 – 2 века до н.э.). Распространена в лесостепном Зауралье (бассейны рек Исеть, Миасс, Тобол) и горнолесных районах Южного Урала (долины рек Уфа, Ай). Основу хозяйства составляло полукочевое и кочевое скотоводство. Ученые предполагают, что элиту гороховской культуры составляли преимущественно иранцы, остальные угры, в том числе протомадьяры. Достаточно однородный облик гороховской культуры позволял предполагать существование большого племенного союза.
Главным результатом исследования археологами гривы Корина в текущем году я считаю неожиданное обнаружение погребения, которое предварительно датируется 600-400-летней давностью (14-16 века). На данный временной период приходится начало распада Золотой Орды на Урале до похода Ермака на Средний Урал и Сибирь. Покойник был завернут в кошму и, по характерному обряду погребения, возможно, являлся мусульманином. На территории нашего района сорок лет назад аналогичное и до 2022 года единственное захоронение с богатым погребальным инвентарем времен Золотой Орды было вскрыто Н.Б. Виноградовым в окрестностях деревни Федоровка. К моменту передачи данного материала в редакцию, археологи приступили к вскрытию основного курганного погребения сарматского периода. Неделей ранее у основания курганной насыпи было вскрыто детское погребение. Наличие могил различных временных периодов принесло уникальную находку в виде ременного пояса воина-мадьяра. Многочисленные поясные серебряные украшения с позолотой крепились на сохранившейся спустя тысячелетие кожаной основе.
Помимо погребений примерно 2500-летней, 1100-летней и 500-летней давности археологи на Актюбе должны выявить захоронение столетней давности – братскую могилу красноармейцев, погибших в годы Гражданской войны. В.К. Егоров рассказывал Ю.А. Сакулину, что на самой высокой из Соколиных сопок – гриве Корина стояла деревянная оградка и памятник с красной звездой. В.К. Егоров, в свою очередь, данную информацию получил со слов егеря охотничьего хозяйства «Актюба» во время похода со школьниками в 1970 году. К тому времени следы братской могилы исчезли. Полвека назад у основания гривы Корина в окопе была найдена винтовка времен Гражданской войны.
На сегодняшний день на территории нашего региона не выявлено ни одного долговременного мадьярского поселения или стоянки. С.Г. Боталов посоветовал мне устранить данный пробел и сузил территориальный круг поисков до треугольника, ограниченного озерами Уелги – Тишки – Актюба. Сложность выявления мадьярского стана заключается в отсутствии какой-либо привязки его месторасположения к местности. К примеру, абсолютно все выявленные мною поселения эпохи бронзового века располагались на мысовых площадках, образованных крутыми изгибами реки или впадением ручьев в более крупную водную артерию. В расположении мадьярских поселений отсутствует данная закономерность, и они могут находиться как на берегах рек, так и поблизости от озер, что значительно осложняет поиски. И, как правило, подобные открытия совершаются совершенно случайно, а не в ходе планомерного исследования местности. В бронзовый век расстояние между могильником и самим поселением не превышало полутора километров. В эпоху раннего железного века такого дистанционного ограничения не существовало, и некрополь мог находиться в относительной удаленности от стана кочевников. В осенний период времени я покажу археологам три, на мой взгляд, перспективные точки, где исходя из топографии местности, мог располагаться стан кочевников.
Также крайне важно обнаружить огромные камни – менгиры (надгробные памятники), лежавшие на вершинах земляных насыпей и перевезенные полвека назад земледельцами в неизвестном направлении при распашке курганов Актюбинского могильника. Вполне возможно, что на них мы обнаружим рунические знаки или древние письмена. Предварительный осмотр местности возле могильника не принес положительных результатов в поиске исчезнувших каменных глыб. Подсказку может дать опрос старожилов бывших близлежащих деревень Актюбинка и Кошкуль, которые сегодня проживают преимущественно в селе Сугояк.
При встрече 8 июня профессор древней истории С.Г. Боталов довел до руководства администрации Красноармейского района информацию о том, что сегодня название Актюба звучит в мировом масштабе. Побывать на раскопках на Актюбинском могильнике изъявили желание археологи из Венгрии в лице Атиллы Тюрка, старшего научного сотрудника Венгерской Академии наук. Посетить раскопки пообещал председатель государственного Комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области А.В. Федичкин. Следует отметить, что руководство администрации и начальник особо охраняемых природных территорий Красноармейского района А.А. Пестриков оказали посильное содействие в бытовом обустройстве и обеспечении транспортом многочисленной группы археологов на раскопках Актюбинского могильника.
Во времена Великого переселения народов 1500 лет назад сарматские племена Урала под давлением свирепых орд гуннов двинулись на Запад и участвовали в уничтожении Западной Римской империи. Затем они растворились и исчезли среди народов, заселявших территорию Европы и Северной Африки. Примерно 1200 лет назад в том же направлении двинулись уральские и сибирские племена мадьяр, наводя своей воинственностью ужас на жителей европейских стран. В отличие от сарматских племен мадьяры не утратили свою этническую общность, и сегодня компактно проживают на территории Венгрии. Примерно с 11 века территорию Южного Урала стали заселять кочевники, предки современных башкир. На Актюбинском могильнике археологами найдены останки и предметы быта всех трех вышеупомянутых этносов. Это еще раз подчеркивает уникальность древнего некрополя и значимость новых археологических раскопок на Соколиных сопках.