Как говорит народ, "покупая участок, покупаешь и соседей". В том смысле, что хорошие соседи так же важны, как и хороший участок, иначе это будет не жизнь, а сплошная мука и нервотрепка.
На соседей садоводам пятой и шестой линии СНТ "Ромашка" жаловаться не приходилось. Как-то так подобрался народ: все интеллигентные, тактичные, если и не общались по-приятельски, то уж точно никогда не пакостили и трепетно относились к "личному пространству" других.
Уже много лет назад как-то негласно было заведено правило - до половины десятого утра не шуметь, с двух до трех - тихий час, после половины одиннадцатого вечера никакой музыки и криков. У кого-то были маленькие дети или внуки, кто-то специально выезжал на дачу, чтобы отдохнуть от шума города, а кто-то по состоянию здоровья нуждался в тишине.
Словом, режим устраивал всех соседей, никаких скандалов по этому поводу не возникало почти два десятка лет. Жили мирно и спокойно, с улыбкой здороваясь, интересуясь видами на урожай и щедро делясь разросшимися растениями. Многие за это время стали настоящими друзьями и подругами, частенько захаживая друг к другу в гости на чай и не только.
Но жизнь шла своим чередом. Состарилась и ушла в мир иной Лидия Ивановна. Она получила участок еще в советское время, чуть ли не сразу после основания СНТ.
"Теперь сынок будет с семьей ездить," - предполагали соседи. - "да конечно! Он при матери-то небольшим любителем был, а теперь и подавно... Видели его? Барин с пивным пузом на внедорожнике. И жена ему под стать - как приедет, все носом воротит - фу, фу... Никакой цивилизации!" - "Продадут, видимо..." - "Скорее всего... Кто купит-то? Хорошо бы, нормальные люди..." - "Ох, уж лучше бы не продавал..."
И Валера, сын Лидии Ивановны. словно услышал пожелания соседей. Участок продавать не стал. В самом начале следующего сезона он объявился, а вместе с ним прибыла техника и целая бригада веселых горластых мужиков. Буквально за пару недель дом подновили, обшили сайдингом, половину участка закатали в бетон, вторую половину выложили плиткой, а по периметру навтыкали туй и кустарников, привезенных из питомника.
"Теперь-то точно цивилизация, - посмеивались соседи. - Можно даже на шпильках ходить! Значит, сами будут ездить!" - и ошиблись.
Уже в майские праздники к дому Лидии Ивановны причалила целая кавалькада машин, из которой с громким смехом высыпала веселая компания молодых людей. Они кричали, хохотали, возились, а вечером затеяли шашлыки - тоже с шумом и громкой музыкой. Веселье затянулось до часу ночи.
"Ну ничего, - вздыхали соседи, ворочаясь в кроватях, - праздник все-таки... Молодежь из города вырвалась... Отмечают покупку, наверное... Надо будет завтра все узнать и объяснить им, что у нас есть правила..."
Однако на следующий день компания, едва успев проснуться - ближе к обеду - так же шумно отчалила. А на Девятое мая прибыла уже другая компания. На следующие выходные - третья, чисто мужская, но не менее шумная. Потом было две недели тишины и снова вернулась молодежь.
"Валер, скажи, пожалуйста, а ты в курсе, что у тебя на участке творится? - осторожно поинтересовался дядя Толя, узнав телефон хозяина. - "Ну," - недовольно буркнул тот. - "Что - ну? Каждые выходные пьянки-гулянки. И все разные приезжают... Ты в курсе, нет?" - "Ну в курсе, в курсе, ясень пень! - повысил голос Валера. - А тебе-то что? Мой участок, что хочу, то и делаю. Деньги на ремонт ты, что ль, мне дал? Свои потратил! Вот теперь "отбиваю" - сдаю на выходные. Так что нормально все."
Но "нормального" тут было мало. Каждые выходные было одно и то же - крики, музыка, пья_ный смех, женские визги. Несколько раз веселые компании стреляли на участке - то ли из пневматики, то ли еще из чего, и дачники умоляли детей не подходить близко к забору. На всякий случай. В общем, о спокойном отдыхе и тишине оставалось только мечтать.
"Нет, ну а что с ним сделаешь? - пожимал плечами дядя Толя. - Если налоги платит - действительно имеет право..." - "Колеса на машинах проколоть!" - кровожадно предложила баба Таня, маленькая худенькая старушка. - "Не... незаконно, - возразила соседка справа, Валентина. - Да и проколоть - так они здесь еще на день задержатся... Мож, дом под_палить? Так, маненько..." - "Ну вы, дамы, даете! - возмутился дядя Толя. - С ума, что ль посходили? По вам и не скажешь..." - "Так что делать-то?" - чуть ли не со слезами спросила Юля, молодая мама, которая жила здесь все лето с двумя маленькими дочками. - "Думать!" - веско ответил дядя Толя.
Сначала заговорщики решили идти мирным путем - объяснили ситуацию Валере и попросили их "понять", однако ответом им был издевательский смех. Тогда они написали коллективную жалобу в милицию райцентра, где на них посмотрели, как на ненормальных и очень тактично объяснили, что жалобу, конечно, рассмотрят, но заниматься решением проблемы вряд ли будут. Дел полно, а сотрудников не хватает.
Тогда дядей Толей было предложено изменить режим тишины и одновременно включать триммеры и газонокосилки в семь утра. Увы. Нагулявшиеся компании на шум совершенно не реагировали. Баба Таня пыталась изобразить из себя деревенскую ведьму и угрожала "порчей", для наглядности трясла перед лицом хмурых мужиков пучком прошлогоднего зверобоя, заготовленного, но не использованного. Мужики крутили пальцем у виска, а зверобой предлагали ей засунуть в такое место, о котором даже бывалая баба Таня вслух не осмеливалась говорить.
Ничего не помогало. Идеи закончились. Сезон можно было считать испорченным. "В город возвращаемся!" - объявила Юля на очередной "сходке" - Сил моих нет!" - "И у меня давление шалит, - поддержала ее Валентина. - Бог с ним, с огородом, здоровье дороже! Тоже уезжаю..." - "Да и мне дети санаторий давно предлагали... Отдохну, нервы подлечу, - вздохнула баба Таня." - "То есть, вы что, сдаетесь? Уезжаете? - возмутился дядя Толя. - Сделали они нас, да? Сделали? Победили? Все уезжаете? Все? Все уезжаете?... Стоп! - остановил он сам себя. - Все уезжаете, - задумчиво повторил он. - Все уезжают, остаются одни эти... Ха, а это мысль!" - просиял он и рассказал соседям о своей идее.
...В следующие выходные, едва первый отдыхающий вышел из машины, в нос ему ударил такой крепкий запах, что он тут же нырнул обратно. "Валер, че за дела? - возмутился он, набрав номер хозяина. - мы на шашлыки приехали, а тут во_нища, как в общественной убор_ной..." - "Не понимаю..." - "Да мне плевать! Мы обратно едем. Лучше в нормальное место, с гарантией... Пусть и дороже... А ты мне деньги прямо сейчас переводи! Что за подстава? Я на тебя такой отзыв напишу - мало не покажется!"
Испуганный Валера вернул деньги на карточку, присовокупив пару тысяч "за моральный ущерб", хотя не понял, в чем тут дело. С ума клиент сошел или на грудь принял? Ладно, надо разобраться... А пока Валера подтвердил бронь на следующие выходные своим постоянным клиентам - веселой мужской компании.
Каково же было его удивление, когда и они с возмущением потребовали возврат денег, да еще и разгромный отзыв на сайте написали. Надо было ехать в "Ромашку".
Валера вышел из машины и аж закашлялся - "аромат" валил с ног. Его источник обнаружился прямо напротив - около ворот Юли высилась солидная куча свежайшего наво_за.
Валера рысью пробежал на свой участок, но и здесь спасения не нашел - ровно такие же кучи красовались на всех трех соседских участках, в аккурат на границах. Сами же соседи, судя по всему, отсутствовали...
"Толян, че за дела?" - позвонил Валера соседу. - "А что такое? - отлично сыграл удивление тот. - "Вы зачем это сделали? И когда уберете?" - "А, ты про удобрение? Так нам всем оптом дешевле продали, вот и купили. Не, убирать пока ни сил, ни времени нет. На следующей неделе еще пару машин должны привезти - дешево, почти даром! Тебе надо? По-соседски... Я бы договорился..."
Еще несколько раз Валера пытался поговорить с соседями, но они слово в слово повторяли то же, что и дядя Толя - мол, не могли отказаться от дешевого удобрения. ну да, запах... ну ничего, скоро перепреет, нормально будет. А по осени можно будет по грядкам раскидать... А чем Валера возмущен? Они же на своем участке удобрение держат - ничего не нарушают!..
И Валера капитулировал. Вычислив зачинщика, он пообещал дяде Толе, что шумных гостей больше не будет, а участок он в следующем году продаст.
"Только смотри, покупателя хорошего ищи, - усмехнулся дядя Толя, - нам ведь хочется в мире жить. А если что - воевать мы уже научились..."