Найти в Дзене
Александр Степанов

ЕЩЕ РАЗ ПРО САНДАРМОХ И 1937 ГОД

5 августа сторонники ликвидированного решением суда общества «Мемориал» (признано иностранным агентом) и «исследователя сталинских репрессий» Юрия Дмитриева (осужден по «педофильской» статье УК РФ) в очередной раз будут проводят свою акцию, читать имена людей, похороненных в Сандармохе. Напомню, по версии «Мемориала» его карельский активист Юрий Дмитриев открыл место расстрелов 1937 года в местечке Сандармох под Медвежьегорском, которое в результате последующих событий было объявлено чуть ли не главным символом репрессий 30-х годов.

Несколько лет назад я решил разобраться во всей этой истории, в результате чего появилась книга «Ложь и правда об урочище Сандармох» (скачать ее можно по ссылке в конце текста). При том, что факт расстрела под Медвежьегорском так называемого первого соловецкого этапа установлен, оказалось, что «исследователи сталинских репрессий» создали вокруг реального события немало пропагандистских мифов. В частности, никаких шести, семи с половиной и тем более девяти с половиной тысяч расстрелянных в Сандармохе попросту нет. Да и с первым соловецким этапом не все так просто.

Тут вспоминается фраза: «Какие ваши доказательства?» А доказательства простые, взятые из опубликованного самим же «Мемориалом» списка Сандармоха. Того самого, который завтра будут зачитывать, не вдаваясь в интереснейшие подробности. Ведь именно знакомство с биографиями конкретных людей, чья жизнь закончилась именно в этом карельском местечке, полностью опровергает версию либеральных исследователей событий 1937 года.

Начнем с гражданина Джаяни Николая Платоновича, который есть в списке Сандармоха и которого нам предписано считать «невинной жертвой сталинских репрессий». Цитата из документов «Мемориала»:

В лагере отбывает срок по ст. за бандитизм. 14.05.1937 г. (совместно с з/к Китуани) совершили групповой побег из лагеря, но были задержаны и 30.06.1937 г. они же, по обоюдному сговору, совершили вторичный побег, но также были задержаны. Тройкой НКВД Карельской АССР от 17.08.1937 г. осужден по ст. 82 (побег). Расстрелян 22.08.1937 г. на ст. Медвежья Гора (Сандармох). Сведений о реабилитации нет».

Во-первых, побег из мест заключения сам по себе не является политическим деянием. Кстати, такие статьи за побег есть в любом уголовном кодексе любой самой демократической страны. А во-вторых, в лагерь бывший грузинский дворянин попал не за «политику», а за обыкновенный бандитизм! Действовавший на тот момент Уголовный кодекс 1926 года, конкретно его 59-я статья, устанавливает: «Организация и участие в бандах (вооруженных шайках) и организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушения железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались, — расстрел и конфискацию всего имущества с допущением, по смягчающим обстоятельствам, понижения до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет с конфискацией имущества».

Извините, но перед нами просто обыкновенный бандит!

А вот другой пример: «Андерсон Николай Христофорович 1886 г.р., из дворян. Бывший полковник царской армии. В армии Колчака - пом. нач. гарнизона г. Читы и комендант города. Является японским эмиссаром. В 1933 г. переброшен из Китая в СССР с заданиями японского шпионажа. Осужден тройкой ОГПУ ЛО 10. 05. 1933 г. по ст. 58-6–10 лет».

Голландец Людвик Грондис, вовсе не сочувствовавший большевикам, в книге «Война в России и Сибири» рассказал про то, что «в июле 1919 года в Читу прибыл из Верхнеудинска эшелон с 348 гражданскими лицами, в их числе было много женщин и детей от 15 до 16 лет, все они были арестованы по малозначительным причинам. Так как в Чите никто не знал, что делать с этим эшелоном, его отправили в Адриановку… Полковник Степанов заявил, что не имеет достаточного количества продовольствия, чтобы накормить большое число людей, и совместно с полковником Поповым из казачьего гарнизона Маккавеево, доставил арестованных к месту казней, в Тарскую падь… Несчастные, выталкиваемые из вагонов казаками, бросились бежать, …но были скошены из пулемётов. В тот же вечер казаки продавали окровавленную одежду жертв».

Комендант Читы, гражданин Андерсон Николай Христофорович не мог не быть причастным к убийству 348 человек, причем вряд ли этот эпизод был единственным в его карьере колчаковского офицера. Ну он хоть идейный преступник, а ведь в списке Сандармоха хватает и самых обычных уголовников-рецидивистов.

Если сверять список Сандармоха с действовавшим на тот момент Уголовным кодексом РСФСР 1926 года, то нас ждет масса открытий. Как пример: «Зенин Василий Петрович, арестован 01.10.1927, приговорен по ст. 137 УК РСФСР, бежал из заключения. Приговорен тройкой ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю 03.11.1930 по ст. 59-3, 82 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Срок отбывал в Соловецком лагере, неоднократно выдворялся на 6 месяцев в штрафизолятор». И Юрий Дмитриев, и другие исследователи из общества «Мемориал» при публикации списка Сандармоха почему-то забыли расшифровать содержание 137-й статьи УК РСФСР. А это «всего лишь» умышленное убийство без отягчающих обстоятельств… Василий Зенин в этом списке не один. Семен Иванович Дементьев «был приговорен Коллегией ОГПУ 18.02.1931 по ст. 82, 136 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Содержался в Соловецком лагере». Смотрим УК РСФСР, 136-я статья: «Умышленное убийство, совершенное: а) из корысти, ревности и других низменных побуждений, б) лицом, привлекавшимся ранее за умышленное убийство или телесное повреждение и отбывшим назначенную судом меру социальной защиты, в) способом, опасным для жизни многих людей или особо мучительным для убитого, г) с целью облегчить или скрыть другое тяжкое преступление, д) лицом, на обязанности которого лежала особая забота об убитом, или е) с использованием беспомощного положения убитого».

С точки зрения общества «Мемориал» Семен Иванович Дементьев, безусловно, является невинной жертвой репрессий. А с вашей точки зрения, уважаемые читатели, тоже дело обстоит именно так?

Но вернемся к идейным противникам Советской власти. На современной Украине утверждается, что Сандармох стал «кладбищем украинской интеллигенции». Одним из таких эталонных украинских «патриотов» и ярким представителем этой самой интеллигенции был расстрелянный в Сандармохе Степан Рудницкий, автор популярной ныне на Украине книги «Почему мы хотим самостоятельную Украину». В ней заявляется, что украинцы — совершенно особый народ, даже по антропометрическим показателям. Некая особая раса, которой лучше не смешиваться со всякими москалями и ляхами, и ей тоже нужно свое государство и жизненное пространство: «…С этой стороны для нас, украинцев, является полезной комбинация нашего элемента только с т. н. северной расой (скандинавцы, большая часть англосаксов, немцы) и со сродственными с нами расово южными славянами и чехами. С другой стороны, неполезными являются комбинации с поляками, москалями, румынами, туркотатарами, жидами и т. п.»

Между прочим, в современной Донецкой Народной Республике книга Степана Рудницкого «Почему мы хотим самостоятельную Украину» признана экстремистской. И совершенно понятно, почему в интернациональном Советском Союзе, который уже тогда вел борьбу с фашизмом, носителей подобных расистских и нацистских взглядов должна была ждать печальная участь. Таких, как Рудницкий любителей порассуждать над полезными расовыми «комбинациями» даже в современной «цивилизованной» Европе пока еще не сильно любят…

В списке Сандармоха много украинских националистов, особенно петлюровцев. В 99% случаев точно нельзя установить, что конкретно каждый из них делал в 1919 году, но исключения есть: «Садовский Геннадий Леонидович. В 1919 офицер армии УНР войсковой комендант Житомира. Приговорен в 1926 по ст. 58–10 УК РСФСР, содержался в Лукьяновской тюрьме в Киеве, затем еще раз приговаривался к 10 годам ИТЛ. Срок отбывал в Белбалтлаге, затем на Соловках».

Про события в Житомире в интернете легко найти: «Первый раз петлюровцы захватили этот город 22 марта 1919 года. В ходе первого еврейского погрома было убито 317 человек. В конце июля 1919 года Житомир вновь оказался в зоне боевых действий. Город переходил из рук в руки. И в те дни, когда Житомир оказывался в руках петлюровцев, они снова и снова грабили, насиловали, пытали и убивали евреев. Они врывались в еврейские квартиры с криками «Долой коммунистов!» или «Давай женщин!». Каждый день вели под конвоем к вокзалу толпы мужчин и там их расстреливали».

А теперь представим, что какой-нибудь гражданин либеральных взглядов завтра будет зачитывать этот список «невинных жертв сталинских репрессий». Помянет и уголовников Зенина и Дементьева, помянет и бывшего петлюровского коменданта Житомира Садовского, по факту – военного преступника и соучастника геноцида еврейского населения. А если у этого гражданина либеральных взглядов есть еще и еврейские корни, ситуация становится предельно абсурдной…

Что я хочу сказать, упомянув эти фамилии? Доказать, что все, расстрелянные в 1937 году, были расстреляны «правильно»? Нет, тогда пострадало много невиновных людей и в целом, те события можно рассматривать как некий кризис. Когда приближение мировой войны и появление во время испанских событий понятия «пятая колонна» вызывало внутреннее напряжение и желание обезопасить страну от подобного явления. Однако в партии тоже шла скрытая, но жесткая внутренняя борьба, данные процессы затронули и руководство НКВД, в котором явно существовал заговор. Добавьте невысокий уровень правового сознания и своеобразное отношение к закону в преимущественно крестьянской стране, вдобавок с опытом ожесточенной гражданской войны! Этот опыт тогда также сильно влиял на психологию массы людей, начиная от высшего руководства и заканчивая простыми гражданами. Думается, именно все эти факторы в совокупности создали некий «кумулятивный эффект», когда борьба с реальной и потенциальной «пятой колонной» привела к тому, что под каток репрессий попали и виновные, и невинные, и многие из тех, у кого перед государством были лишь старые грехи.

Что касается завтрашнего зачитывания «списка Сандармоха», то на мой взгляд делается это исключительно для сиюминутного политического пиара либеральной оппозиции. Ибо если бы это было не так – вы бы, господа, хоть попытались разобраться в сложных биографиях очень разных людей, оказавшихся в 1937 году в Сандармохе.

p.s. А мою книжку про Сандармох можно бесплатно скачать здесь - https://vk.com/wall10412510_41405