Маска - это чаще всего защитная реакция на агрессивную или разрушающую окружающую среду в которой постоянно или периодически находится ребенок.
Самая опасная среда - это токсичная, деструктивная семья. Под этими понятиями многие думают, что это неблагополучные семьи, но это ОШИБКА!
СЕМЬЯ, где есть зависимость уже деструктивна
А зависимости - это далеко не всегда алкоголь, игромания и другие химические или иные воздействия, но также и физические, и психологические. Самая распространенная проблема современности - это трудоголизм, да это тоже некая зависимость и неумение распорядится конструктивно своим временем, это уход от определенных обязанностей в другие...
Другая не менее проблемная семейная ситуация - это токсичные взаимоотношения. Они могут быть между родителями или иными членами семьи. Вот тут идёт разгул психотравм, которые получают все и особенно ребёнок!
Третья дилемма, которую я тоже бы хотела вынести - это одиночество как деструктивное понимание жизни. Когда родитель винит всё и всех вокруг, включая ребёнка за его неудачливость, отсутствие времени, возможности, личной жизни, красоты итд итп...
Так вот не важно какая причина разрушительной среды - ребёнок ВЫНУЖДЕН временно быть в её ПЛЕНУ. В отличии от взрослого, который часто цепляется к подобной среде, находя себе массу "типа логичных" причин почему он не может уйти: дети, финансы, совесть = страх перемен и ответственности.
Вернемся к детским маскам!
Что может делать деструктивная (разрушающая) семья:
- отрицать наличие проблем, нет вопросов, не надо искать решений, очень "удобно";
- условная изоляция, когда каждый сам по себе, откровенные и душевные разговоры отстутствуют, эдакие соседи;
- жёсткие правила, где мнение и слово имеет только главный(ые) члены семьи, дети естественно вынужденны заморозить свои чувства и желания, строго из понимания выживание, таковы вражденные инстинкты;
- психологическое или физическое насилие, это и прямое оскорбление, и постоянное недовольство, тирания разного характера;
- каждый сам за себя, чувства другого не имеют значения;
- псевдоблагополучие, когда взрослые носят маски "все хорошо" но тихо/громко друг друга не переносят, ребёнок не дурак, он всё чувствует и видит;
- черно-белый мир, вот отсюда очень много психотравм, поскольку ребёнок лишен многогранности и зажат в рамки строгих убеждений, либо налево, либо направо, третьего не дано.
Родители передают ролевые модели
Почти все корни, исключая врожденные болезни детей, исходят от родителей. Ребенок лишь часть вас, которая с помощью вас учится взаимодействовать и с миром, и с людьми. Если вы не последовательны в поступках, ваши слова расходятся с действиями, вы агрессивны, манипулируете, находитесь в депрессиях и страхах... все модели поведения ребёнок примет на себя. Дети отличные смотрители и тчень быстро впитывают.
А затем учатся оборонятся ,так срабатывает психологический механизм защиты и ребёнок ВЫНУЖДЕН нацепить на себя маску или маски, чтобы выжить иногда психически, а иногда даже физически!
ЕСЛИ РОДИТЕЛЬ ЗАВИСИМ, ТО ВСЯ СЕМЬЯ И РЕБЁНОК БУДЕТ СОЗОВИСИМЫМ!!!
Иногда ребёнок даже берет на себя ответственность за сохранение целостности семьи, ведь каждый нуждается в определенной стабильности. А если есть деструктивная система поведения, то для ребёнка это может стать нормой, но потом иллюзия нормы всё равно разрушается влиянием социума (детский садик, школа, гости, любая окружающая обшественная среда, даже прогулки на площадке у дома) и тогда начинают вылазить детские травмы!
Маски, которые носят дети:
1. Герой (Отличник)
Он спасатель семьи, он гордость семьи, все могут быть плохие, а он молодец. Совершает подвиги, он самый лучший помощник, он первый, лидер.
Такой ребёнок находится в постоянном стрессе совершить ошибку, сделать что-то не верно. Внутри он дико одинок и испытывает тревогу, ведь ему никак нельзя потерять первенство. Он вынужден сдерживать естественные чувства, будь это злость, порой усталость, страх, апатию, нежность... Вырастая такой человек испытывает сложности, он не может расслабиться, всё должно быть под контролем, он не имеет право показывать настоящие эмоции. Он очень зависим от мнения окружающих, ведь он привык быть впереди, порой любыми способами.
2. Юморист
Этот ребёночек вынужден отшучиваться, чтобы сгладить ситуацию в целом или же не показывать своего истинного мнения о происходящем. Он хочет привлечь к себе внимание, но не знает иного способа как баловство.
Часто такой ребенок внутри очень одинок, он не может показать свои чувства, рассказать свои страхи, возможно это не принято в семье или осмеевается, принимая за детские мелочи.
3. Одиночка (потерянный)
Механизм защиты заставляет ребёнка нарисовать свой красивый и безопасный мир. Такое дитя вынужденно отодвинуться от социума и уйти в себя. Его главный принцип не попадаться на глаза, быть не заметным, чтобы не получить "порцию" родительских дилемм. Такие детишки часто не привязаны к людям, но привязаны к определенным вещам.
Внутренние спутники такого ребенка - это обида, боль, чувство отверженности и недоверия, хотя внешне часто он спокоен и порой даже безэмоционален или же страшится любых проявлений эмоций со стороны, поскольку не отличает позитивных от негативных, так как всё может резко поменяться.
Подрастающая личность чаще всего превращается в замкнутого человека, без своего мнения, амбиций и каких-то стремлений. Внутри много недоверия, страхов, непонимание мира и себя.
4. Провокатор
Такой ребёнок выбирает роль быть козлом отпущения и делает всё, чтобы быть замеченным, чаще всего взрывая всё на своем пути, делая намеренно на зло и наперекор. Некая защитная реакция снизить степень напряжения в семье, перевести удар на себя.
Такой человек с детства привыкает быть бунтарем, манипулятором, часто проявлять враждебность и воинственность. Внутри у него засело чувство вины, что это из-за него что-то не так, не ладится, перекошено. Взрослые провокаторы бывают тихими манипуляторами, а бывают довольно конфликтные и озлобленные.
Краткое резюме:
Вы носитель культуры и паттернов (стереотипов) поведения для своего ребенка. Хотите что-то изменить, начните с себя, иначе не работает!
Находите волшебные 30-60 минут в день, чтобы выслушать своего ребёнка, позвольте ему рассказать о своём дне, для него это важно, хотя для вас может быть и незначительно. Ведь это его маленький мир, где он живёт, учится, что-то переживает... Никогда не "уничтожайте" важность чувств, которые испытывает ребёнок! То что для вас глупости, для него могут быть сильными переживаниями, также как ваши "взрослые" проблемы, для другого взрослого порой сущий пустяк.
Всё в этом мире субъективно и каждый имеет право на эмоции. Давайте возможность ребёнку иметь своё мнение и выбор. Ребёнок - личность, он имеет право быть не похожим на вас, имеет право чувствовать иначе, мыслить по-другому, не соглашаться с вами... Направляйте ребенка, но и не забывайте про самого себя. Мы все своего рода обезьянки, потому что не слушаем, мы наблюдаем!
Стелла ваш астролог и парапсихолог
Телеграм канал по Эзотерике: t.me/astrovedma_stella
Телеграм канал по Психологии и Парапсихологии: https://t.me/Psy_Stella
Консультации: https://t.me/Stella_Berd (Телеграм); +79243344422 (WhatsApp); stella444@bk.ru