В покерной колоде есть "Джокер" - карта с изображением дурака, шута. Эта карта во время игры может заменить любую другую. Йон Гнарр оказался для граждан Рейкьявик своеобразным джокером - шут, заменивший чиновника. Фрик до мозга костей, не мыслящий жизни без дурацких выходок и эпатажа, он сделал победной, казалось бы, безвыиграшную партию, и добился успехов, которые под силу не каждому "правильному" политику.
Йон Гнарр (Кристинссон) родился 2 января 1967 в городе Рейкьявик (Исландия) в семье пожарного-коммуниста. В детстве ему ошибочно поставили диагноз «умственная отсталость». Йон учился в школе для умственно отсталых, мальчугану пророчили унылое будущее. Лишь с годами выяснилось, что причиной неуспехов парня в учебе была дислексия - нарушенное восприятие порядка букв в текстах при сохранении общей способности к обучению. Это серьезное препятствие на пути к знаниям, но людей способных и упорных оно не остановит (Тому примером - страдавшие тем же недугом художник Пабло Пикассо, создатель ИКЕА Ингвар Кампрад, основатель компании Apple Стив Джобс.)
В юности он играл в панк-группе «Сопливые носы», подрабатывал таксистом, учился в нескольких высших школах, но так и не окончил университет. Также работал медбратом в психиатрической больнице и рабочим на заводе Вольво в Швеции. Интересовался идеями анархизма, даосизма и комик-труппой «Монти Пайтон». Попал на ТВ, снялся в кино и вскоре оказался самым любимым актером в Исландии. Богемная среда приняла его как своего. Собственно, идея выдвинуться в мэры, по признанию самого Гнарра, пришла к нему во время актерской вечеринки.
Стать мэром столицы практически всегда значит войти в мир больших денег и крупной политической игры. Насчёт масштабов игры с Рейкьявиком правило действует в особенности: в главном городе Исландии живёт треть её населения. А вот с деньгами в 2009 году всё было очень плохо.
После 2008 года Исландия не просто обеднела. Разорились три крупнейших банка страны. Единственное чрезмерно прибыльное предприятие острова — компания, поставляющая энергию и воду — вдруг превратилась в чрезмерно убыточное. Кредиты, которые охотно набирали исландцы, оказались теперь неподъёмными. Президент страны прокомментировал ситуацию словами: «Помоги Исландии Господь!» На этом фоне и шли выборы мэра. От политиков, затаив дыхание, ждали не обещаний — планов буквально спасения страны, проваливающейся в кризис.
Йон Гнарр, выскочил на политическую арену, казалось, совершенно некстати, словно продолжая провалившееся некогда шоу его авторства, в котором политик раздавал какие угодно обещания, лишь бы только пройти выборы. Он набрал партию из панков и анархистов обоего пола, отдельно отыскав еврейку Эльзу Йоман — чтобы в предвыборных списках цепляла глаз «нездешняя» фамилия. Идеологически обозначил партию как анархо-сюрреалистическую и название придумал простое: «Самая лучшая партия»
У «Лучшей партии» был издевательский слоган: «Зачем голосовать за вторую или третью партию, когда вы можете получить лучшую?»
Политическая программа звучала как стёб над всей предвыборной системой. Кандидат, например, обещал:
- Высадить на приморской набережной пальмы
- Ввезти в страну евреев, «чтобы в Исландию наконец приехал хоть кто-то, кто что-то смыслит в экономике»
- Парламент без наркотиков к 2020 году
- Построить парк Диснейленд с бесплатным входом для безработных, чтобы те «могли фотографироваться с Гуфи»
- Выдавать избирателям бесплатные полотенца в банях
- Приобрести белого медведя для местного зоопарка
- Больше близости к сельскому населению: «Каждый исландский фермер получит право бесплатно поселить у себя в гостиничном номере овцу»
- Списать все долги.
Но специальным пунктом оставил за собой право не сдержать ни одного из предвыборных обещаний. Отдельно заслуживает внимания торжественное обещание ничего не делать в случае победы на выборах:
- Мы трудились всю жизнь и хотим четыре года отдыхать на хорошей зарплате.
Данное обещание не было выполнено в первую очередь.
Гнарр вёл себя так, словно решил прилюдно и весело совершить политическое самоубийство. Пока в теледебатах оппоненты по очереди поливали друг друга и его грязью, он, стоило очереди дойти до него, травил анекдоты. На вопросы журналистов, что он точно намерен делать со сложившейся ситуацией, честно отвечал: «Не знаю» и мог добавить, что те, кто думает, что знает, ничем пока не помогли.
Тем не менее, когда одна из оппоненток заявила, что Гнарр не может стать мэром, потому что он просто клоун, Йон неожиданно серьёзно ответил:
- Я не клоун, когда мне приходится заботиться о своих детях, и не клоун, когда, когда приходится оплачивать счета. То, что я шучу и это моя работа, не значит, что вся моя жизнь — одно большое комическое шоу.
Этот ответ потряс избирателей настолько, что рейтинги партии взвились до небывалых для Исландии высот: 38%. Традиционно консервативные и осторожные исландцы прониклись идеей о том, что ребята, которые говорили, что знают, что делать, как раз и довели ситуацию до критической.
Во время финальных дебатов Гнарр вышел к пюпитру и заявил: «Мы из Лучшей партии и всегда говорили, что будем продолжать до тех пор, пока нам весело. Но сейчас все стало слишком серьезно. Поэтому я снимаю свою кандидатуру на должность мэра, а Лучшую партию — с выборов». Воцарилась мертвая тишина. Публика замерла, политики начали переглядываться. И Гнарр произнес: «Шуутка!»
На следующий день газеты писали, что эта выходка стала последней шуткой Йона Гнарра, так как Лучшая партия лишилась всяческого доверия. Та же через две недели уверено победила на выборах. А сам Гнарр прокомментировал: «Это была предвыборная кампания в духе цитаты Махатмы Ганди: сначала тебя игнорируют, потом над тобой смеются, потом с тобой борются, а потом ты побеждаешь».
В 2010 году Гнарр стал мэром Рейкьявика. То есть — взял на себя ответственность за треть населения страны. Меньше всего он ожидал этого сам. Ведь его участие действительно изначально было перформансом, и не больше того. Йон был напуган, но вместе со своей командой решил, что раз уж они взялись за дело, то просто должны сделать всё, что только могут.
Предстояло справиться со слишком многими проблемами, имея фактически отрицательный бюджет.
Прежде всего, было решено, что общественные мероприятия проводиться будут, но с минимальным вложением денег. Вместо этого мэр сделал ставку на креативность. Объявлял день Доброго дня, устраивал конкурс на самого жирного кота, и т.д.
Дальше — команда Гнарра, просмотрев все данные, пришла к грустному выводу: невозможно справиться с ситуацией, не подняв налоги и тарифы ЖКХ, не проведя реформу бюджетирования (а значит, организации работы) детских садов и школ и, главное, той самой компанией, которая перерабатывала энергию гейзеров в электричество и поставляла воду. Когда Гнарр озвучил это, консерваторы немедленно завопили о том, что он социалист, кабы не коммунист, и припомнили ему, что его отец увлекался Сталиным.
- Больше всего меня поразило, как работает политическая идеология, — вспоминает Гнарр. — Когда мы просчитывали бюджет, стало ясно: без увеличения налогов ничего не получится. Ни у кого. Но нас сразу же причислили к левым. Правые неистовствовали. А ведь мы всего лишь делали то, что нужно было сделать.
Гнарр начал сотрудничать с партией социал-демократов, потребовав от них, однако, первым делом… Просмотреть пять сезонов сериала «Прослушка», в котором основной сюжет — полицейские расследования, но фоном рассказывается, как устроена работа городской администрации, системы образования и так далее, называются слабые и сильные места этих институтов.
На заседаниях политики часто позволяли оскорблять себе нового мэра, напоминая, что он ни в чём не разбирается. Мэр спокойно отвечал, что это правда и потому он советуется именно с присутствующими, как с хорошими специалистами. Это остужало весь запал, и вскоре участники заседаний в мэрии увлечённо искали нестандартные и, главное, крайне малобюджетные решения ситуаций. Например, многие исландцы остались без своих кредитных автомобилей, а общественный транспорт не очень развит. Замечательно, чем Рейкьявик хуже Копенгагена? Если грамотно определить велосипедные маршруты и сделать дорожки там, где их не хватает, то за малые деньги можно обеспечить жителей столицы возможностью добираться куда угодно на своих бесплатных в эксплуатации велосипедах.
В энергокомпании провели массовые увольнения; топ-менеджмент заменили специалистами с более энергичными и реалистическими взглядами. Поднятые тарифы и налоги исландцы встретили спокойно, а вот реорганизация школ и детских садов вызвала волну протеста. Теперь, через пять лет после окончания срока Гнарра, тем не менее, новой работой школ и садиков все довольны. Просто исландцы — большие консерваторы, они часто боятся нового, особенно если старое, кажется, и так хорошо работает.
Через четыре года управления Гнарра Рейкьявик было не узнать. Исчезли напряжение и повсюду появились велосипедисты. Внезапно нашлись деньги на поддержку малого искусства. Школы и садики продолжали работать и по-прежнему были удобны родителям, детям и педагогам. Туризм вырос на 20%. Ни один дом не остался без электричества и воды, чего многие боялись в 2009 году. А главное, люди научились извлекать большое удовольствие из малых дел — как некогда их предки научились извлекать большую пользу из малых ресурсов.
После завершения срока своих полномочий Гнарр не стал выставлять свою кандидатуру на выборах, хотя был обречен на успех.
- Вопрос, которым я задавался всю жизнь: как т🤬🤬🤬нуть систему? Уйти со сцены при обеспеченной победе на грядущих выборах — вот это действительно о🤬🤬🤬меть систему по полной!» Именно так прокомментировал представителям прессы свой уход из политики самый успешный и необычный мэр в истории исландской столицы.
В истории есть масса примеров, (как положительных, так и отрицательных), когда комедианты брали управление людьми в свои руки. В одном случае, как с Йоном, это приводит к успеху и процветанию, в другом может привести к полному краху, разорению и хаосу.
Почему так? Наверное, потому, что, если берёшь ответственность за жизнь и благосостояние людей - нужно самому оставаться человеком. Человеком честным, открытым и справедливым, готовым трудиться на благо общества, а не набивающим свои карманы, и плетущим интриги в чиновничьем кресле.
Некоторым современным комикам у власти следовало бы этому поучиться. Ну вы понимаете, о чем я...
Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть, и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях.