Искусство существует в контексте. Без понимания особенностей культуры, языка и традиций других народов невозможно до конца понять произведение, прочувствовать его полностью. Культурные рамки – это барьер, но, к счастью, преодолимый. Поэтому мы с удовольствием смотрим голливудские фильмы, пусть и понимаем далеко не всё.
Но существуют обратные ситуации: фильм, снятый за рубежом оказал на нас большее влияние, чем на жителей той страны, в которой он был снят. Такие случаи единичны и о каждом нужно говорить отдельно, чем мы сегодня и займемся.
"Дом, который построил Джек"
Ларс фон Триер на протяжении всей карьеры делал всё, чтобы его запретили в России: снимал “антихристианские фильмы”, не стеснялся откровенных сцен, достаточно противоречиво говорил о Гитлере и нацизме в целом, провоцируя крупные международные скандалы. Но в России его продолжают любить.
“Дом, который построил Джек” – ярчайший пример этого феномена. Фильм провалился в прокате, собрав едва больше 3 миллионов долларов. Из них 250 тысяч приходятся на США и Канаду. Солидно, но в России, где живет гораздо меньше людей, лента собрала почти полтора миллиона долларов.
Оценки на Кинопоиске и IMDb также отличаются, но не сильно: на российском сервисе фильм оценили на 7 баллов, а зарубежные зрители посчитали, что фильм достоин лишь 6.8 балла. Мнение критиков расходится сильнее: соотношение хороших оценок к плохим на западных ресурсах лишь 60 к 40. В России солидные 80 к 20.
В чем кроется секрет популярности Триера в России и “Дом, который построил Джек” в частности? Самый очевидный фактор: масштабная рекламная кампания, которая была запущена в России. О ленте говорили все, поэтому даже незнакомый с творчеством режиссера зритель мог что-то услышать о новом творении мэтра. Другой значимый фактор - философия, облаченная в обертку очень натуралистичного триллера. В России такое обожают, творчество Алексея Балабанова это подтверждает.
“Дом, который построил Джек” не стал знаковой лентой в биографии режиссера. Рядовой зритель из России с большей вероятностью вспомнит "Нимфоманку" или "Антихриста", но факт остаётся фактом - почти половина от мировых сборов приходится на нашу страну.
"Майор Пэйн"
“Паровозик, который смог” - практически каждый подросток начала нулевых, услышав эту легендарную фразу, сразу вспомнит нарочито карикатурного военного из культовой американской комедии. Фильм вышел в прошлом столетии, а фразы из него все еще появляются в российском сегменте интернета.
Какого же будет удивление российского зрителя, когда он узнает, что за пределами нашей родины о легендарном фильме в лучшем случае “что-то смутное припоминают”, но большая часть опрошенных, скорее всего, о нем и не вспомнит. "Майор Пэйн" не стал кассовым провалом, собрав в первый уик-энд внушительные 7 миллионов долларов, но был уничтожен критиками, которые ругали примитивный подростковый юмор, простой сюжет и отсутствие свежих идей. Рейтинг одобрения картины на Rotten Tomatoes 33%. Зрители были благосклоннее, оценив картину на 6,20 балла, но это явно не та оценка, которую заслуживает знаковая комедия эпохи.
Ответ найти несложно: Майор Пэйн никогда и не был культовой комедией. Это абсолютно стандартная американская комедия девяностых. В Голливуде снимали десятки подобных фильмов в год, но для молодёжи, которая едва прикоснулась к неизвестной для себя культуре, каждый подобный фильм был откровением.
Главный секрет популярности голливудских фильмов 90-х годов в нашей стране – отсутствие конкуренции и желание граждан прикоснуться к новому. Российская киноиндустрия лежала в руинах и едва ли могла создать хоть что-то сопоставимое по качеству, тогда как американские фильмы открыто и прямо показывали то, до чего мы на тот момент в кино еще не дошли.
"Дикий, дикий Запад"
Ещё одна комедия, оценки которой разительно отличаются в России и США. У нас "Дикий, Дикий Запад" – это крепкий середнячок. 6,8 балла на Кинопоиске – надёжный маркер фильма на один вечер. Но стоит заглянуть на IMDb и картина переворачивается с ног на голову - 4,9 из 10. Фильмы с таким рейтингом, как правило, отправляются в мусорную корзину.
Оценки критиков, кстати, соответствующие. Более того, "Дикий, Дикий Запад" умудрился, помимо прочего, ещё и получить несколько номинаций на Золотую малину, что характеризует картину далеко не с лучшей стороны. Но почему столь негативная оценка фильма критиками и людьми обошла стороной Россию. Причины две:
● Сохраняющееся почтительное отношение к американским комедиям: фильм вышел в 2000 году. Российских комедий всё еще не появилось, да и от западных люди не успели устать.
● Уилл Смит. В России всегда почтительно относятся к актерам. К некоторым настолько почтительно, что где бы они не снялись, эти фильмы будут смотреть. Уилл Смит относится к их числу.
Примечательно, что Уилл Смит отверг предложение братьев Вачовски по первой "Матрице" ради этой картины.