Катя, Света и Даша – три сестры, которые переехали за границу, чтобы продолжить карьеру программиста. Окончили БГУИР в 2017 году. Сразу после университета девушек пригласили работать в IT-компании. В 2021 году, когда начался отток айтишников, сестры даже не могли подумать, что судьба их разлучит. В 2022 году по распоряжению компаний им пришлось переехать в Скандинавию. На один полуостров, но в разные государства. Как так получилось, узнала корреспондент «Минской правды».
На троих – один компьютер
– Еще в начальной школе нам очень нравилась математика. Мы сами себе придумывали задачки, обменивались ими и решали. Чуть позже, когда среди предметов появилась информатика, стали изучать все, что есть в школьном компьютере. Я даже и не помню, кого из нас вызывали к директору объясняться: мы случайно удалили программу из компьютера, – рассказывает Екатерина.
Девушки с большой теплотой вспоминают своих учителей математики и информатики: именно они привили сестрам любовь к точным наукам. Когда девочки были в 5-м классе, родители купили им компьютер. Садились за него по очереди.
– Мы до сих пор не в курсе, кто из нас старшая, кто младшая, а кто средняя. Наши мудрые родители хранят это в тайне, чтобы мы были равны, чтобы никто из нас не возвышал себя над другой. Конечно же, иногда хочется узнать, кто старше, но пусть это останется загадкой… Возможно, если бы мы знали о старшинстве, то в наших отношениях присутствовала бы какая-то иерархия. Особенно в части использования нашего единственного компьютера… А так все было по-честному. Иногда мы шутим, говоря окружающим, что старшая я, потому что я самая высокая, – с улыбкой говорит Света.
По окончании 11-го класса у девушек не возникло вопроса, куда поступать. Они точно знали, что идут в БГУИР на программистов. Учились на отлично, всегда соперничали между собой. По итогу все три получили красный диплом. Вопросов с работой не возникло: им предложили работу в трех разных компаниях.
– Сначала мы очень расстроились: ну как это так? Всегда вместе, а тут нас разделяют… Но работа нам была в радость. Ведь совсем по-другому себя чувствуешь, когда занимаешься любимым делом, – признается Дарья. – В конце рабочей недели обязательно встречались и рассказывали друг другу об успехах, делились опытом.
Волнения с релокацией
Но продолжать спокойно работать дома было не суждено. Под давлением IT-компаний многие сотрудники начали релоцироваться в другие страны. Сестры не обсуждали этот вопрос до последнего, они даже не планировали покидать Беларусь.
– Возник страх, что нас реально могут заставить уехать. Больше всего опасались, что нас разбросает по разным странам… Это особенно беспокоило. В голове крутились вопросы: а что будет с родителями, а как же наши встречи? – вспоминает Светлана.
В Швеции сложно найти свободное жилье. Но можно купить в ипотеку. 2-комнатная квартира стоит от $140 тысяч, процент по ипотеке — 2-3%. Первоначальный взнос 15% от стоимости жилья.
Вопрос о переезде коснулся всех сотрудников IT-компаний.
– Терять работу своей мечты мы не хотели. Решили искать страну, куда могли бы поехать втроем. Но, как оказалось, это и было ключевой проблемой. У нас разные компании, соответственно, и страны предлагались разные. Видели, как расстроены происходящим наши родители: уезжают их дети, они остаются одни… Узнала, что мне и Кате можно переехать в Грузию, но компания Светы не предоставляла релокацию в эту страну. Взяли вариант со Швейцарией, но туда не могла переехать уже я. И так с каждой страной, которую мы рассматривали, – рассказывает Даша.
Руководители тоже люди
Девушки были в полном отчаянии. Уже настраивались переезжать следующим образом: Екатерина – в Казахстан, Светлана – в Швейцарию, Дарья – в Грузию. И тут пришла на помощь руководитель компании одной из девушек. Она с пониманием отнеслась к ситуации (у самой было две сестры) и связалась с руководителями компаний девушек, чтобы хоть как-то поспособствовать решению проблемы. На первый взгляд, ничто не мешало всем троим поехать в одну страну, но дело в том, что каждая компания специализируется в разных отраслях программирования. Из-за санкций разработка приложений, которыми занималась Светлана, была неактуальной во многих странах.
Руководитель компании признается:
– Я прекрасно понимала девушек. Это очень серьезный шаг – оставить родителей и переехать в другую страну, тем более, когда ты единое целое со своими сестрами. А тут вдруг придется разлучиться… Старалась помочь девушкам, как могла. И если порой говорят, что мы, руководители, сами виноваты в том, что сотрудникам приходится покидать свою родину, то это не так. Я сама не хотела уезжать из Беларуси. Но я не владелец компании, а такой же рабочий. Основные решения принимают наши инвесторы. Единственный вариант, который я подобрала – Скандинавский полуостров. Да, это далеко от Беларуси, но Дания, Норвегия и Швеция – страны-сестры по своему расположению. Предложила такой вариант девушкам, и они согласились. Очень обрадовались тому, что будут не в разных уголках мира, а достаточно близко друг от друга.
Дорогая Швеция
В эту страну переехала Екатерина.
– Проживала в Стокгольме. Достаточно комфортно чувствовала себя там: большинство граждан Швеции свободно владеет английским языком. На первый взгляд, шведы кажутся отстраненными и сдержанными, но после недолгого общения становится понятно, что это очень веселые и дружелюбные люди, которые всегда готовы помочь. Вот только к иностранцам отношение двоякое. Дело в том, что у многих местных жителей наплыв мигрантов в последние годы вызывает раздражение. Не могу не сказать о том, что жить в Швеции очень дорого. Высокие налоги на все, особенно если ты зарабатываешь немаленькие деньги: налоги ты платишь соответственно своей заработной плате. Ничего удивительно, так почти везде. Вот только, уплатив налоги, погасив коммунальные услуги и прочее, далее ты живешь чуть экономнее. Ежемесячный расход составляет примерно $1239,83.
В Швеции не принято после окончания школы сразу поступать в вуз. Как правило, сначала молодежь идет работать, а потом, лет в 20-25, поступает в университет.
Непростая Норвегия
Светлана переехала в Норвегию.
– Первое, что хочу отметить: необходимо знание местного языка. Владение английским – это хорошо, но в стране разговаривают на норвежском. Это была моя первая трудность, с которой довелось столкнуться. Еще в Беларуси я получила водительские права и хотела водить в Норвегии, но сделать это оказалось не так-то просто. Для начала требовалось сдать заново экзамен в самой Норвегии. Получение водительского удостоверения там обходится довольно дорого. Если не сдать экзамен с первого раза, то пересдача отнимает много времени и сил. С налогами у меня было проще: только самые богатые норвежцы вынуждены перечислять в бюджет государства до половины своих доходов. Для рядовых граждан предусмотрены вполне умеренные, характерные для развитых европейских стран ставки.
Норвегия является членом ОЭСР, НАТО (с 1949 г.), ВТО, Северного совета и некоторых других организаций. Однако не входит в состав Европейского союза.
Практичная Дания
В страну викингов переехала Дарья.
– Мне очень повезло, что я переехала в Данию. Правда, хотела посетить эту страну как турист, а не оставаться здесь и работать. Прожив в Дании только месяц, я вынесла для себя такое правило: тут никуда нельзя выходить без зонтика. Погода настолько непредсказуема, что лучше подстраховаться. Датчане очень практичны и консервативны. Среди них считается нормальным вручить вместе с приглашением на день рождения список желаемых подарков. То, что белорусу кажется неудобным, здесь вполне приемлемо. Жилье в Дании дорогое, а ипотечный кредит на его приобретение дают только гражданам страны или людям, имеющим вид на жительство, поэтому рядовому иммигранту остается снимать жилье. Однокомнатную квартиру на окраине можно арендовать за $717, в центре ее стоимость колеблется от $750 до $1200.
Дания – самая «велосипедная» страна в мире. Велосипедов на ее территории в два раза больше, чем машин. Отчасти это обусловлено высоким налогом на покупку автомобильного транспорта.
Теплые воспоминания о Беларуси
Девушки с грустью и любовью вспоминают о родном доме. Своим иностранным знакомым рекомендуют посетить Беларусь, рассказывают о знаковых местах, где стоит побывать. На протяжении года домой приезжали по очереди. Сейчас планируют купить родителям билеты, чтобы они посетили все три страны.
– Жить за границей интересно, но не годами. Домой хочется всегда. Мы скучаем по домашней еде и прогулкам по вечернему Минску с друзьями, как это было раньше. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше, – признаются сестры.
Автор: Виктория Масько