Автор: Hoomkeen
Сразу спойлер: объединил страну он очень ненадолго. Но всё по порядку.
К середине VI века франкам получилось удерживать под своей властью практически всю Галлию, получить выход к берегам Средиземного моря, загнать вестготов за Пиренеи, захватить Бургундию и покорить соседние германские племена тюрингов, алеманнов и баваров. Постоянными военными походами франки смогли даже превратить в своих данников свирепых саксов, но всё же, даже в самой Галлии оставалось много мест, которые так и не склонили голову перед крупнейшей державой запада. Власть франков не распространялась на часть северного побережья, где в дельтах рек и на островах упорно расширяли свои владения морские разбойники фризы. В руках вестготов на юге осталась септимания, защищаемая крепостью Каркассон. На другом конце Пиренеев франкам не покорились племена басков (или васконов), которые также медленно расширяли свои владения на север, постепенно образуя большую область Васконию, сейчас называемую Гасконь. Наконец, на северо-западе переселенцы с островов отстояли независимость области, ставшей со временем Бретанью. Григорий Турский называет местных вождей графами исключительно из-за того, что Турские епископы в те годы боролись за власть назначать своих епископов у бретонцев.
Причина прекращения расширения франков комплексная - во-первых, страна была разделена между сыновьями Хлодвига и братья, не воевавшие друг с другом в открытую, должны были всё же предварительно договариваться о совместных походах на соседей. Во-вторых, франки, покорив соседей, не расселялись далеко на новые земли а продолжали в основном жить там-же, где они были сто лет назад - вокруг Суассона, Парижа, Реймса и Орлеана. Именно поэтому франкские короли, разделив между собой наследство Хлодвига на четверых, свои столицы организовали так близко друг от друга - вся их армия набиралась примерно в одной области, а в отдаленных областях они оставляли только назначенных графов и герцогов, часто из местной галло-римской знати.
В-третьих экономика страны, хорошо работавшая во-время грабительских походов и завоеваний бывших римских областей стала приходить в упадок. Грабить фризов, бриттов или саксов было бесперспективно, скорее наоборот надо было оборонять Галлию от этих диких и жадных грабителей. Франки в итоге жадно смотрели на Испанию и охотно ввязывались в конфликт в Италии, посылая свою армию для того чтобы трофеями поддерживать лояльность королевской свиты. Внутри же страны дела обстояли всё хуже и хуже. Франки не собирали налоги, этот институт управления государством не был ими вовремя перехвачен и попытки снова начать собирать деньги в казну государства игнорировались или приводили к восстанию и убийствам чиновников. Население страны во времена грабежей и отсутствия законов уменьшалось. Свою лепту добавил ужесточившийся климат - годы дождливых лет и холодных зим. Шло также проникновение чумы на юг Галлии, где оставалось наиболее грамотное и многочисленное население. В итоге население бежало, на бывших полях латифундий росли леса и болота. Королевским указом простым людям было запрещено охотиться на крупную дичь и франкская знать проводила мирное время в основном на охоте. Крупные землевладения (виллы, которые превращались в скопище халуп - "village"), торговые пути, города, старинные римские дороги - всё это медленно приходило в упадок. Строительные работы от камня и мрамора вернулись к дереву - все здания и дворцы, как и большинство церквей того времени строились деревянными.
Облагаемые бесконечными пошлинами за мост, за колесо, за грязь или на ремонт дорог, в каждом городе попадая на очередную таможню, сухопутные торговцы стали исчезать и единственными торговыми точками остались города у рек. Старая знать массово уходила в религию, часто епископами городов или областей последовательно становились представители каких-то одних старинных римских сенаторских родов. Для того чтобы как-то поддерживать свою казну, короли печатали монеты - копии римских золотых, в основном мелкой монеты в треть су. С годами изображения при чеканке становились всё более грубые и черты императоров на изображении терялись так же, как медленно терялось всё римское наследие, растрачиваемое сейчас потомками.
Франкские короли были к этому времени уже добрые христиане во втором поколении, но церковь закрывала глаза на многие старинные традиции германского общества, в том числе на многоженство франкских королей. Точнее так, от короля требовалась одна официальная жена - и франки старательно выбирали её себе из подходящих по чину невест - дочерей других королей. Остальных жен звали конкубинами, и их дети имели в общем-то равные права на наследство в глазах общества и отца. Из четырех детей Хлодвига наиболее жестокий, циничный, деятельный и плодовитый был младший - Хлотарь, постепенно подмявший под себя земли всех своих братьев. Про первого - Хлодомира и его несчастных детей мы уже рассказывали. Хлотарь поучаствовал в разделе его земель, и даже женился на вдове брата, впрочем, вскоре она умерла.
Когда умер второй брат - Теодорих, Хлотарь и Хильдеберт пробовали повторить маневр, но сын Теодориха был уже не малыш и армия франков поддержала наследника, так что Хлотарю пришлось дождаться когда умрут последовательно Теодеберт и потом болезненный сын Теодеберта - Теодебальд. Тут уже Хлотарь действовал один - он появился около города Мец, взял в жены вдову Теодебальда Вульдетраду и как наследство присоединил всю Австразию к своим владениям. Этим он, конечно, крайне рассердил последнего брата - Хильдеберта.
Вскоре Хлотарь вдруг озаботился недовольством церковников по поводу множества своих жен. Женщина уже сделала своё дело, принеся Хлотарю целое королевство, так что он развелся и отдал её в жены своему приближенному - герцогу Баварии Гарибальду.
В итоге к 555 году у франков осталось всего два короля, бездетный Хильдеберт, который правил в Париже и многодетный Хлотарь из Суассона. Братьям было уже за пятьдесят и они окончательно рассорились из-за наследства, но войны не начинали.
Старший из сыновей Хлотаря, от одной из его многочисленных конкубин, по имени Храмн, был направлен отцом в Клермон (это центральная Франция, Овернь) и стал управлять там землями, которые совсем недавно были присоединены к королевству Хлотаря. В общем сын был был назначен полноценным королем, так что Хлоталь стал уже при жизни начал раздавать владения новому поколению Меровингов.
Увы, во-первых, Храмн впитал в себя все дикие, лихие черты лохматых франкских королей, он погрузился в жестокие развлечения и беззаконие. Во-вторых, область его управления не была четко определена, сын, перемещаясь по стране, повсюду требовал от себя королевских почестей и распоряжался как король всюду, где раньше была власть его отца. К несчастью прямо в это же время Хлотарь был вовлечен в очередной карательных поход против беспокойных саксов, так что не мог вмешаться в ситуацию и попросил воздействовать на Храмна других своих взрослых сыновей. Кстати, больше Хлотарь ошибки не повторил и остальных детей королями никуда не назначил.
Те, собрав на всякий случай армии, сошлись с Храмном и тот на переговорах выразился что он ничего не нарушает, так как такой же король, как и его отец. Более того, он очень уважает отца и вообще не видит какой-то проблемы в своих поступках. Не видя иного выхода, братья пригрозили Храмну неслыханным - прогнать его назад в Овернь силой (т.е. дать сражение). Но сражения не случилось - вначале всем помешала плохая погода (читай, никто не хотел братоубийства), а потом Храмн запустил слух о смерти Хлотаря, и братья бросились в столицу, чтобы выяснять как им теперь жить дальше. До братоубийственных войн и междоусобиц франки ещё не доросли, понимая шаткое положение их большого разноплеменного королевства.
Хлотарь, вернувшись из похода против саксов, застал своего родного брата Хильдеберта в собственных владениях, где он совместно с Храмном осаждал города, объявляя всем, что король умер и владения переходят новым королям. Недоразумение уладили, все разошлись на старые границы, а Храмн бежал на юг.
Преследовать его Хлотарь не стал, так как получил известия про новый отказ саксов платить дань. Вздохнув, король вновь двинулся в дремучие леса северо-востока своей страны, в область, которая приносила больше головной боли, чем прибыли. Кстати, на полдороге он получил известия, что саксы передумали и пообещали, что заплатят свои 500 коров, или около того. Но тут уже взбунтовалась армия Хлотаря, и короля буквально заставили продолжить поход, ибо ходить просто так и возвращаться без наживы франки не хотели. В итоге отряд Хлотаря был разбит.
Хильдеберт же, вернувшись в свой Париж, заболел и стал медленно угасать. Наследников у короля не было, так что в момент его смерти в 558 году все были готовы к передаче власти брату. Хлотарь наконец-то стал единым королем всей страны. Жену Хильдеберта на этот раз не стали предварительно выдавать замуж за нового короля, сразу отправив в изгнание с двумя дочерями.
Получив в руки силы всех франков, Хлотарь наконец-то достиг того, чего пришлось ждать 47 лет. Став королем в 14 лет он долго правил совместно с братьями и все эти склоки из-за разделенного на области общего королевства не позволяли заняться полноценными вторжениями в соседние страны. Тем не менее, отдадим должное братьям - всё это время они иногда устраивали совместные походы и никогда не воевали друг против друга открыто.
Храмн, лишившись всякой надежды на сопротивление и опасаясь отцовского гнева, прибыл в Суассон и просил прощения, но, видимо, получив прохладный прием и не видя перспектив, бежал со своими приближенными в Бретань.
Армия Хлотаря преследовала дерзкого сына и вскоре вступила в сражение с бретонцами, которые приютили беглеца. Франки победили, Храмн бежал к кораблям, на которых собирался уплывать дальше... Но его настигли. По приказанию короля бедолагу вместе с семьей затащили в какую-то хижину бедняка, задушили и сожгли вместе со всем строением.
Если не считать Храмна, истории известны имена семи сыновей Хлотаря от разных женщин. К данному моменту в живых осталось четверо.
Хлотарь, наконец-то ставший единственным королем франков, совершил паломничество в Тур, где мог наблюдать за недавно восстановленой после пожара базиликой Св. Мартина, помолился за себя и за страну, вздохнул, что теперь, наконец-то, прошла пора неизбежных грехов на пути восхождения к трону и настала пора справедливого благочестивого правления. Вернувшись в Суассон он отправился на охоту где заболел лихорадкой и... умер в 561 году. Предчувствуя смерть, король с досадой сетовал на волю небес, которая забирает "лучших мира сего". Видимо в голове у него уже было множество прекрасных планов на благоустройство страны, но для истории он в итоге остался как самый циничный и жестокий из братьев - сыновей Хлодвига.
Сыновья Хлотаря, вчетвером, как когда-то дети Хлодвига, приступили к новому разделу королевства франков. Про них, а также про их жен, ибо они будут играть гораздо большую роль в новом поколении Меровингов, мы расскажем в продолжении.
А вот что было до этого: История Европы 550-600гг
А это кнопка для поддержки нашей борьбы с новыми тёмными веками человечества
Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой