Найти тему

Русская поэзия и стихотворные размеры

Русская поэзия – одна из вершин русской культуры вообще. Русским повезло, в том числе и с языком.

✅В частности, на русском можно воспроизвести практически все мыслимые и немыслимые стихотворные размеры (благодаря свободному ударению и некоторым другим обстоятельствам), длинные слова позволяют составлять пэоны 📍 и даже кольцовские пентоны📍, и т.п. Разве что брахиколон 📍на русском толком не сделаешь, и то – невелика потеря💯

✅Я, конечно, знаю, что наиболее употребительная стопа «правильного» русского стиха – ямб📍, особенно четырёхстопный «онегинский» (связанный с народным двухакцентным ударным стихом).

✅Большинство стихотворений, которые мне при словах «русская поэзия» вспоминаются в первую очередь, написаны именно анапестом📍, начиная с «жёлтого пара петербургской зимы» и кончая есенинским «о, привет, тебе, зверь мой любимый»📚

✅А другие из того же списка часто отмечены анакрузой📍, благодаря которой первый слог звучит анапестом, как у Блока – «Донна Анна спит, скрестив на сердце руки»📚

✅Анакрузы📍, кстати, характерны и для древнего тонического былинного стиха, который обычно близок к хорею📍, но вот зачин каждой строки чаще всего имеет ударение на третьем слоге: "Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня, / Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле"📚

✅В общем, очень понимаю Набокова, который как-то написал - «и внезапно с пера мой любимый слетает анапест📍»📚

Автор Константин Крылов, он же Харитонов