Часть 18
По пути они разговорились и капитан узнал, что сопровождающего зовут Нектр. Путь был долгий, поскольку предстояло зайти в гостиницу: забрать Тобика и свои вещи. Только к обеду они добрались до причального пирса. Нектр сделал первому пилоту Альего необходимые разъяснения и пожелав всем удачи, удалился.
– Рад приветствовать вас на борту «Одона», – улыбнувшись, бойко отрапортовал Альего. – Я уже думал, что одному тут ещё месяц придётся куковать.
– Спасибо, – поблагодарил капитан. – А это что, – не понял он, – у корабля и фирмы одно название?
– Девять орбитальных комплексов и девять спасательных кораблей. То есть, по одному пирсу на каждого. У нас пирс номер три – стало быть «Одон-3». Так проще, – кратко ввёл капитана в курс дела Альего. – Зато путаницы никакой.
– Понятно, – кивнул капитан. – Все станции склёпаны по единому стандарту. Ну что ж. Я тоже рад с вами работать.
– Это не совсем так, – уточнил Альего. – И даже не все станции обслуживают туристов. Но главную мысль вы поняли правильно.
Больше всего Альего понравился Тобик. Довольно грозная на вид псина, привела его в неописуемый восторг. Можно было подумать, что он впервые в жизни видел собаку.
– Можно погладить? – как-то по-детски, словно боясь прикоснуться к чему-то таинственному и волшебному, спросил он.
– Лучше не надо, – философски заметил капитан. – Здесь всё для него новое и скорее всего он нервничает. Может и цапнуть. Подождите с недельку, а там видно будет.
На этом и порешили.
Альего хоть и был намного моложе капитана, сразу взял шефство над ним. Первым делом он показал каюту для капитана и прочие необходимые комнаты, а потом неожиданно усадил капитана в пилотское кресло.
– Хоть нам и предстоит наверное, работать вместе всего две недели, – пояснил Альего, – но научиться управлять кораблём вам всё же придётся. Специфика работы такая. Здесь за всем глаз да глаз нужен.
– Вы не боитесь, что я могу разнести эту посудину в щепки? – улыбнулся капитан. – Может, для начала, где-нибудь в открытом космосе?
– Конечно, – согласился Альего. – Но отойти от пирса даже вы сумеете. Всё управление у вас под руками. На правом подлокотнике рука управления кораблём, а на левом шесть кнопок. Часть из них дублирует основные команды. Но есть и свои. Вот эта, например, – указал он пальцем, – с кружочком со стрелочкой, обеспечивает вращение вокруг оси. На остальных тоже понятные вроде пиктограммы. Так что разберётесь со временем. Есть и тренажёр для этого, но я считаю, что лучше учиться вживую. На тренажёре вы не боитесь, что сделаете что-то не так и соответственно, нет страха за свои действия. Какие-то действия, например пристыковку, лучше конечно, начинать на нём. Но сейчас мы начнём с самого простого.
Капитан осмотрелся в кресле и робко протянул руку к джойстику. Тут главное, не перепутать направление.
«Может лучше, начать с кнопок?» – подумал он и ткнул со стрелкой «вниз».
Корабль дрогнул и медленно отошёл от пирса.
– Ну вот, – улыбнулся Альего. – Начало положено. Курс на вот эту точку, – кивнул он главный экран, где светилась яркая звезда.
– А как? – растерялся капитан. – Надо маневрировать как-то?
– Перед вами рабочий монитор, – терпеливо начал разъяснять Альего. – Можете просто ткнуть в нужную точку пальцем и нажать кнопку «вперёд». Можете сделать вот так, – Альего нажал кнопку на основной панели управления и из него выдвинулась сенсорная клавиатура. – Но поскольку координаты вы всё равно не знаете, – улыбнулся он, – то работайте ручкой управления.
Минут через двадцать, пыхтя от усердия и обливаясь потом от напряжения, капитан всё же развернул корабль в нужном направлении. Всё же это не вертлявый катер, а восемьсот тонн угловатого железа, способного в мгновение ока разворотить пирс.
– Так держать, – радостно скомандовал Альего. – Полный вперёд. А на тренажёре, – улыбнулся он, – вам даже пот со лба не пришлось вытирать бы.
– И долго нам до этой звезды лететь? – не оценил юмора капитан.
– Это просто условная точка, – ответил Альего. – Туда мы не полетим. Покувыркаемся в космосе немного и назад.
– Боюсь, я ещё не готов пришвартоваться к пирсу, – вздохнул капитан.
Пристыковку к пирсу сначала отработаете на тренажёре, – успокоил его Альего. – За неделю, я думаю, наловчитесь.
Но «покувыркаться» долго не пришлось. На обзорном экране замигала новая точка и после короткого сигнала тревоги, появилось сообщение:
«В квадрате 3-22 зафиксировано столкновение пассажирского и грузового кораблей. Требуется помощь»
Капитан резво ткнул пальцем в рабочий монитор и нажал кнопку «вперёд».
– Оперативно, – похвалил Альего.
Корабль стал медленно разворачиваться и капитан непроизвольно вздохнул:
– Тяжеловатый он для таких манёвров. Поменьше бы его надо было сделать.
– Это он ещё не весь, – усмехнулся Альего. – Есть ещё один дополнительный модуль. Для дальних перелётов. У него масса даже чуть больше.
«Вон оно как» – встревожился капитан. – «Рано я радовался».
– Всё равно, – недовольно пробурчал он. – Куда такая громадина.
– А вот и увидишь, – улыбнулся Альего. – если повреждения серьёзные будут, то ещё скажешь, что надо бы побольше корабль сделать. На одном пассажирском до четырёхсот пассажиров может быть. А бывает и груз спасать приходится. Места всем много надо.
– У вас тут что, – не понял капитан, – все под кайфом водят что ли? Какие-то нормы или правила вождения должны же быть.
– Раньше так и было, – с оттенком грусти кивнул Альего. – На каждом корабле стоял нейронный процессор и по сути, заправлял всем. Он знал всё обо всём и обо всех. Даже на ручное управление без его согласия невозможно было перейти. Столкновения и тогда, конечно были, но это было нечто из ряда вон выходящее. ЧП – одним словом. Но потом их всех почему-то заменили на более простые модели. И наступила эпоха катастроф. Потому что, – он с иронией посмотрел на капитана, – сейчас управляют кораблями такие же как ты.
– А пунерианцы что? – удивился капитан. – Не боятся что ли?
– А что пунерианцы, – с лёгкой досадой бросил Альего. – Они на таких не летают. У них корабли экстра класса. Попробуй, встань у них на пути. Разнесут на атомы и ойкнуть не успеешь.
– Глупость какая-то, – подосадовал капитан. – Но люди-то должны бояться с такими пилотами летать?
– Ну, – поморщился от такой претензии Альего, – серьёзные аварии не так часто бывают. От силы раз или два в году. Это нормально. К тому же, сталкиваются чаще грузовые корабли и никто об этом не знает. А в остальном, бьются об пирсы или купол пытаются пробить, – улыбнулся Альего. – Бывало и такое.
– Два раза в год, это много, – сурово изрёк капитан. – Очень много.
– Да нет, нормально, – возразил Альего. – Аварии же не всегда по вине пилота бывают. Вот совсем недавно грузовой астероидом зацепило. Раньше бы, конечно, такого бы не случилось, – согласился с капитаном Альего. – Нейропроцессор каждый камушек в зоне полёта знал. Но сейчас приходиться с этим мириться. Обещают скоро новую систему поставить. Посмотрим, что там будет.
– Надо же, – подивился капитан. – Как астероид можно не заметить?
Со своей колокольни он не представлял, как такое возможно.
– Можно, если скорость у него приличная. На этом корабле, кстати, погиб мой помощник, – хмуро заметил Альего. – Второй пилот. Одного при эвакуации не досчитались и он сам отправился на его поиски. Роботы не смогли найти, – пояснил он. – Найди он его чуть пораньше и остался бы живой. Корабль неожиданно взорвался. До сих пор не пойму, почему взрыв произошёл, – горестно вздохнул он. – Даже пожара не было. Вот была бы собака и остался бы жив. Слишком долго искал.
«Вы как дети. Была бы собака!» – гневно хотел воскликнуть капитан, но вовремя осёкся. – «Да её сначала обучить надо. Натаскать. С какого перепуга она бросится искать кого-то? Не каждая собака, а тем более Тобик, станет делать это. Разве что из любопытства. А Тобик и не собака даже. И не гавкать и не тявкать не умеет. Даже не воет. Хотя, с чего ему выть. Как сыр в масле, подлец, катается. Всех крыс на корабле Сорика, наверное, сожрал. Да ещё команда, несмотря на его «деяния» на каждом углу, подкармливала. И что прикажете тогда ему делать? Хвостом вилять? Ну разве что зевать» – капитан невольно внутренне улыбнулся представив эту картину: Тобик подбежал к спасателям и галантно зевнул. Типа, я мол нашёл. Теперь вы ищите, где я нашёл.
Зевать Тобик мог интеллигентно. Со стороны это никак не выглядело скучающим или безразличным жестом. Тобик мог зевнуть так, что собеседнику казалось, что пёс внимательно выслушал его мнение и полностью с ним согласен. Капитан всегда восторженно хохотал, когда он так делал.
Все эти мысли капитан оставил при себе и соболезнуя, согласно закивал:
– Да. Собака это вещь.
– А твой Тобик может находить людей? – поинтересовался Альего.
Капитан задумчиво поджал губы и шутливо заявил:
– Мясо он прекрасно находит. А это тоже мясо.
Оба невольно улыбнулись и Альего переключился на обзорный экран.
– Через два часа будем на месте. Надо показать тебе ещё кое-что, – предупредил он.
– А вытаскивать пострадавших как будем? – поинтересовался капитан. – Ручками?
– Вот об этом я и хотел сказать тебе, – улыбнулся Альего. – Все науки придётся осваивать сразу. На борту сейчас около ста автономных робота. Девяносто восемь, – посмотрел он куда-то в сторону, – Если быть точным. Они и выполняют всю тяжёлую работу, – почему-то вздохнул Альего. – Но эти ребята малость туповатые. У них у всех стандартный набор действий и принимать ответственные решения они не могут.
Альего почесал в затылке, пытаясь выразиться яснее и продолжил:
– Ну, если к примеру, надо пробить переборку, чтобы вытащить пострадавшего из огня, по понятно, робот сделать этого не сможет. А пока он будет тупо выламывать дверь или даже искать проход – спасать уже будет некого.
– Надо было самообучающихся роботов приобретать, – нравоучительно заметил капитан. – Один раз пробил бы им стену, показал, как надо это делать и всё. Дальше они сами бы уже ломали.
– Была у нас одна такая опытная партия, – поморщился Альего. – Показал им на свою беду. Так они потом вообще дверей не замечали. Не. Пусть лучше такие будут, – вздохнул он. – У нас задача сохранить корабль, а не устроить вселенский погром.
– Что же они такие бестолковые попались? – недоумённо усмехнулся капитан.
– Видишь ли, – слегка замялся Альего, не зная кого корить в первую очередь. Самого себя или роботов. – На самом деле тут всё просто. Выломать переходной люк гораздо труднее, чем проломить рядом стену. Вот они и шли по пути наименьшего сопротивления.
Два корабля, словно влюблённые в вальсе, вцепившись друг в друга, медленно кружили вокруг общей оси.
– Эк их угораздило, – вдохнул капитан, рассматривая картинку на обзорном экране. – По касательной, видно въехали друг в дружку. Не подъехать.
– Да, – согласился Альего. – Состыковаться с ними будет сложно. Но у нас есть катера. Первая и вторая пятёрка – на выход, – скомандовал он.
Альего дождался, когда катера выплыли из шлюза и пояснил:
– Сейчас они подключатся к локальной сети и мы увидим, что надо делать. Если, конечно, телеметрия работает.
– А отсюда никак? – кивнул капитан на панель управления.
– Сигнал слабый. Одни помехи увидим. Лучше подождать.
Два катера разделились и каждый направился к своему кораблю.
– А почему сразу всех не отправить? – не утерпел капитан. – Может, помощь срочно нужна, а мы только время теряем.
– Это же космос, – рассудительно заметил Альего. – Здесь дела быстро не делаются. У них ведь тоже аварийная система сработала. Все отсеки заблокированы. Предлагаешь всё без разбора крушить? Так нам никто за это спасибо не скажет. Сейчас увидим общую картину и будем знать как действовать. Может, ничего делать и не надо. Расцепим корабли и отбуксируем на базу.
– Ну… – соглашаясь протянул капитан, но так больше ничего и не сказал. С одной стороны Альего был прав. В космосе нужно учитывать столько факторов, что спешить порой бывает действительно опасно.
Вскоре появилась картинка с планом одного из кораблей и капитан с Альего быстро просмотрели наиболее важные отсеки. Затем, появился и план другого корабля.
Альего оказался прав. Повреждения были серьёзными, но не критичными. Высадка спасательного десанта не требовалась. Предстояло только расцепить корабли и отбуксировать их на базу.
Трудовые будни начались и капитан теперь раздумывал как бы грамотно подъехать к Альего насчет второго модуля «Одона-3».