Найти в Дзене

И снова родные берёзки

По сообщениям различных информагентств, с 27 августа в Москве и Санкт-Петербурге откроют магазины беспошлинной торговли для дипломатических работников, сотрудников международных организаций и членов их семей. Закрытые магазины, в которые нельзя будет попасть рядовому гражданину – вход только по удостоверениям. Зато всякие иностранные товары, дефицит которых нарастает день ото дня, можно будет покупать за валюту. Но не нам.

Закрытые валютные магазины…

Мы же где-то когда-то как-то это уже проходили, нет?

В июле 1930 года была создана организация по торговле с иностранцами – Тогрсин, который реализовывал разнообразные товары и продукты за золото, драгоценности и валюту. С собственных складов и через посылки из-за рубежа. В магазины Торгсина до 1931 года доступ был только для иностранцев.

В голодные 30-е годы и после них в Торгсине могли отовариваться советские граждане, желавшие обменять ценности на еду. По лошадиным ценам. Ну, социальное государство же, чо? Социальному государству нужна защита. Вокруг же кольцо врагов, империалисты-капиталисты, недобитые интервенты, белополяки, белофины и прочий супостат, точащий зубы на самое справедливое государство. А защита – это сильная армия. А сильная армия - это иностранные технологии, станки, заводы, лаборатории и много чего ещё. Иностранные потому, что своих «буржуев» - инженеров, управленцев, учёных и просто образованных людей социальное общество старательно подчистило и опустило как классово чуждый элемент. Потому своего создать не получается – некому, а значит нужны деньги на покупку технологий и заводов у супостата. Буржуины за 300% прибыли пойдут на любое преступление – писал К.Маркс, и вот чтобы им эти 300% обеспечить, чтобы они в ущерб своему гнилому обществу, своим врагам новые технологии и заводы нам продали, нужны деньги. Валюта. А где ж её родимую взять-то? Правильно – только у недобитков из буржуазии, у них ещё с царских времён осталось. У пролетария ценностей нет. А если и есть – это экспроприированные ценности буржуазии, что как-то некрасиво для правящего класса. Вот эти ценности и валюту и надо бы по-тихому изъять. Пусть еду на них покупают, которую за рубли днём с огнём не найти. То-то! Понимать надо.

Французская реклама Банка Торгсин, из открытых источников
Французская реклама Банка Торгсин, из открытых источников

Но вот так вот просто ценник в долларах, рейхсмарках, франках и прочих фунтах не вывесишь. Мы ж с буржуазией воюем во всем мире, негоже пролетарскому государству всякими погаными гульденами рассчитываться! Что ж, и тут ответ есть – «рубль золотом», валюта для расчётов с супостатом. Курс Госбанк устанавливает, так чтобы Торгсин в накладе не оставался. А название – отличное. Поди отличи бумажный «червонец», на котором написано, что он обеспечен золотом, от «рубля золотом», существующего в виде записей в «расчётных книжках Торгсина»! Вроде бы одно и то же: и там, и там - золото. Правда, червонец – бумажка, и на него в Торгсине ничего не купишь. А на «рубль золотом» стакана семечек у бабульки не возьмёшь – не примет, проклятая, ещё и милицию позовёт.

Из свободного доступа - реклама Торгсина в журнале "Огонёк"
Из свободного доступа - реклама Торгсина в журнале "Огонёк"

И расцвела система Торгсинов. И потекли денежки на дело мировой революции. Пятая часть средств на индустриализацию (покупку технологий, оборудования, заводов и проч.) дала пролетарскому государству система Торгсин. Во много раз больше, чем продажа буржуям бессмертных произведений искусства (287 млн против 20 млн «рублей золотом»). А в целом, по разным прикидкам, до 80 миллиардов рублей. Тех рублей, золотых.
Да и для чего пролетарию все эти вангоги с вандейками-рембрандтами? Ему станки, заводы и фабрики подавай, оно ж народное, общее, на благо мировой революции.

Цвёл буйным цветом Торгсин до тех самых пор, пока не были изъяты практически все (до 95%) золотовалютные ценности, оставшиеся с царских времён и времён НЭПа. Когда кончились они, кончился и Торгсин.

Но дело Торгсина не умерло.

из открытых источников
из открытых источников

В послевоенные голодные годы массово появились «коммерческие» магазины и рестораны, системно вымывающие (тоже за счёт лошадиных цен и невозможного для нищей страны предложения товаров и продуктов) огромную денежную массу, накопленную вернувшимися фронтовиками. У нас об этом писать не принято, но принцип материальной заинтересованности на фронте (да и в тылу) соблюдался свято, героическая борьба с фашизмом оплачивалась по твёрдым, невиданным в довоенное время, ставкам. Судьба «комков» повторила судьбу Торгсина. Изъяли «излишки» - и кончилось веселье.

Но в 1961 году произошла ещё одна реинкарнация Торгсина. Открылась система магазинов под названием «Берёзка». В некоторых советских республиках титульные родные названия были другими, так сказать - национальными. В Украине – Каштан, в Белоруссии – Ивушка, в Азербайджане – Чинар, в Эстонии – Альбатрос (птица такая), в Латвии - Дзинтарс (янтарь), в Армении – Агавни (голубь), в Грузии – Цицинатела (светлячок)…

Тут задача была другая: в условиях развития дипломатических, торговых (и военных, естественно) отношений с миром, советские дипломаты и торговцы (и те, кто под прикрытием тоже), зарабатывали валюту. Ну просто потому, что не могло общество всепобеждающего учения платить своим представителям в рублях, надо было соответствовать и платить своим не хуже, чем платят чужие. Показывать товар (успехи социализма) так сказать лицом. И платили. В долларах, как в принятой ООН резервной валюте, имеющей хождение по всему миру. А уж если сотрудник работал, например, в ООН или Юнеско, ему просто платили в долларах. Правда мои знакомые дипработники (к сожалению, сегодня чаще вижу их на похоронах, под залпы мемориальных взводов) рассказывали, что получив, например, в кассе ООН конвертик или чек за свою работу, они тут же относили его в торгпредство, где обменивали кровную зарплату на аналогичные бумажки, но по курсу 1:3. Две трети зарплаты родное государство изымало – валюта нужна.

Ну а если такой сотрудник совзагранучреждений собирался домой, но все его кровно заработанные и накопленные в обязательном порядке менялись на суррогаты - «сертификаты» или «чеки» Внешпосылторга, которые можно было отоварить в тех самых Березках и Чинарах.

-4

Задача тоже была простая, такая же как и у Торгсина – изъять валюту. Государству она нужнее. Наши платили чеками или сертификатами (разного класса и покупательной способности), иностранцы – просто валютой. И глубоко ошибаются те, кто полагает, что в разнообразных берёзках и цицинателах цены были божеские. На самом деле то, что мы сегодня называем «торговой наценкой», ниже 300% (прям по Марксу!) не опускалась. Государству была нужна валюта!

кусочек каталога "Берерёзки" - из свободного дступа
кусочек каталога "Берерёзки" - из свободного дступа

«Берёзовая» торговля вызвала бурный рост чёрного рынка. Именно тогда расцвели буйным цветом валютчики, фарцовщики, кидалы, ломщики и прочие «антисоциальные» элементы, ставшие предтечами нынешних «олигархов». Справедливости ради надо отметить, что и при Торгсине тоже существовал чёрный рынок валюты и ценностей, ориентированный именно на тогрсиновские ништяки. Но, по сравнению с позднесоветским параллельным рынком, деляги 30-х годов были просто детьми. Как по качеству, так и – особенно – по количеству. В Москве, в 80-х, фарцовщиков и валютчиков было много - два-три рукопожатия и вуаля, ты разговариваешь с "серьезным человеком", имеющим доступ и к валюте, и к "Берёзкам", и к джинсам, и ко всему, что тебе нужно. Дикий капитализм в столице страны победившего социализма. Не слишком опасающегося, что ты из "органов". Кстати, понятие "крыша" - с тех времён, не из 90-х.

Что интересно – деятельность советской валютной торговли, результаты, статистика и финансово-экономические результаты всех этих дзинтарсов с альбатросами засекречена и приравнена к гостайне до 2034 года решением нашего президента. Интересно, что же там такого, что надо прятать?

И вот опять.

Снова привилегированные магазины для отдельной части населения. Комментируя нынешнее постановление правительства об открытии магазинов беспошлинной торговли, член Совета Федерации Владимир Джабаров напомнил о существовании подобных duty free (про наценку в 300% он видимо не знает) в советские времена. По словам сенатора, «такие магазины станут дополнительным источником получения валюты».

Что же это? Опять государству валюты не хватает?

Как-то странно. Совсем недавно правительство и ЦБ говорили, что валюты – навалом, экспортёрам некуда её тратить, оттого и курс рубля такой, смешной.

А оно вона как.. Не хватает, значит… будем надо изымать. Под благовидным предлогом.

Что-то не так в управлении государством, вот что.

Ну очевидно же, что все эти «удостоверения» скоро попадут на чёрный рынок и очередные силовики, регуляторы, контролёры, надзоры и проч., получат отличное поле для обогащения. Возникнут «контролирующие, учитывающие и регулирующие органы», которые, помимо прекрасных возможностей для обогащения, будут получать заработную плату за счёт налогоплательщиков. Появятся всякие «генералы» с личным транспортом, обслугой и госдачами, которые будут поплёвывать на простых граждан. Просто потому, что все их зарплаты, кабинеты, автомобили и прочие радости госслужбы, оплачиваемые нами (налогоплательщиками), окажутся мелочью по сравнению с левыми доходами от коррупционной реализации удостоверений. Полагаю, сегодня потребность в валюте ни при чём. А вот еще одна госкормушка - рулит.

Ворчишь? – спросите вы …

Вангую! - отвечаю я.

Ваш ворчащий профессор.