Вы же помните, что испытательный срок нужен не только вам, чтобы оценить сотрудника, но и сотруднику, чтобы оценить вас как работодателя? Если вы нашли действительно ценного специалиста, стоит постараться, чтобы он остался в компании.
Что такое онбординг и зачем он нужен?
Если дословно, то онбординг — это посадка на борт. Представьте себе самолёт: вы зашли, сели и перед полётом к вам вышла стюардесса с инструкцией, а потом ещё и командир экипажа рассказал, как будет проходить полёт, чтобы вам всё было понятно и приятно.
Онбординг — это такая же инструкция, чтобы у новых специалистов не было стресса на новом месте. Но так как работа длится дольше, чем даже самый долгий полёт, то и ограничиваться несколькими вводными фразами недостаточно. Готовьтесь работать долго и качественно: если онбординг будет чем-то формальным, он окажется бесполезен.
Что нужно сделать до того, как сотрудник выйдет на работу
Работа над адаптацией начинается, когда специалист принимает оффер. Уже в этот момент вы должны показать, что рады новому сотруднику и готовы предоставить ему комфортные условия.
Подготовьте рабочее место
Когда сотрудник выйдет на работу, он должен знать, за каким столом, в каком помещении, с какими инструментами и оборудованием он будет работать — и всё это уже должно его ждать. Заодно можно оформить само рабочее место, например, положить блокнот и ручку, расклеить стикеры с паролями или телефонами коллег, поставить тарелку с печеньем или повесить на стену мотивирующий постер.
Обеспечьте сотрудника необходимыми программами
Установите их на рабочий компьютер специалиста, чтобы в первый день ему не пришлось ждать.
— В одну компанию, где я работала, вышел новый специалист. Его рабочий компьютер был «чист», и сотрудник весь день ждал, когда ему установят нужные программы. В итоге он не выдержал, забрал трудовую и ушёл. Компании пришлось заново открывать вакансию, — делится историей Ольга, аналитик торговой фирмы.
Подготовьте спецодежду, если она есть
Для этого заранее узнайте размер сотрудника, его точные ФИО — на случай, если имя должно быть написано на одежде или на бейджике.
Оформите все бумаги
Пусть на столе специалиста уже лежит его трудовой договор и другие документы, которые надо прочитать и подписать. Если есть возможность, то отправьте их ему заранее на электронную почту, чтобы он спокойно изучил всё дома.
Подумайте, кто будет заниматься сотрудником
Определите, будет ли у новичка наставник, кто это будет, как будет организовано наставничество, какая информация нужна этому наставнику. Важно, чтобы у наставника было время на работу с новым специалистом, а заодно мотивация работать с ним.
Включите специалиста в корпоративную культуру
Если у вас есть видео о компании, корпоративный сайт, презентация с историей, файл с миссией и корпоративными ценностями, фотографии с выездов на природу и др., отправьте их специалисту на почту, чтобы тот проникся вашими ценностями.
Первый рабочий день
Интроверты и экстраверты могут одинаково переживать в первый рабочий день. Новые люди, новые обязанности и новые порядки — то, с чем нужно познакомиться и к чему нужно привыкнуть.
Познакомьте с наставником
Расскажите, с какими вопросами можно к нему обращаться. Хорошо, если наставником будет не руководитель, а коллега новичка, так как с ним проще общаться за счёт отсутствия дистанции.
Расскажите о компании
Да, вы уже отправляли специалисту кучу документов, но теперь проговорите всё словами. Познакомьте с командами, пусть работники сами расскажут о своём отношении к компании, о корпоративной жизни, о ценностях и о том, что выделяет именно вашу компанию на фоне других. Хорошо, если вы простыми словами расскажете, зачем собственник создал компанию, как она развивается, к чему вы стремитесь. Подумайте, как новичок мог бы вам помочь этих целей достичь, пусть он чувствует себя значимым.
Проведите экскурсию
Специалист должен знать, где сидят коллеги, с которыми он будет работать, где столовая, где можно посидеть во время перерыва. Нехорошо, если у вас офис в 4 этажа, а новичок не знает, где в нём туалет или переговорные комнаты. Да, он может всё спросить у наставника или коллег сам, но постарайтесь сделать его жизнь проще.
Расскажите о возможностях
Да, сотрудник только устроился, но ему будет полезно знать, что и как делать, чтобы задержаться в компании и вырасти в ней, что делать, если он захочет повышения или решит сменить должность. Заодно уточните, сколько длится испытательный срок и что нужно сделать, чтобы пройти его быстрее
А что дальше?
Не думайте, что вы познакомили специалиста с компанией и наставником и теперь он сам по себе.
Продумайте план развития
Обсудите с руководителем новичка, какие навыки пригодятся работнику на новом месте, продумайте все ожидания и возможности. Затем проговорите то же самое с самим специалистом, узнайте, чему он хочет научиться и как это поможет ему в работе. На основе всей информации продумайте план обучения.
Обозначьте цели
У специалиста должны быть чёткие KPI, то есть вы должны видеть, каких результатов он должен был добиться и каких добился. Заодно обсудите, что помогает ему достигать поставленных в работе целей, а что мешает, что можно сделать лучше, где нужна помощь.
Проводите встречи тет-а-тет
Делайте это сами или попросите руководителя нового специалиста. На таких встречах можно обсуждать боли, давать советы, просто общаться, чтобы человек не чувствовал себя брошенным, видел, что компания заинтересована в нём и в его развитии. Это может быть как непринуждённая беседа, так и серьёзный разговор, на которых вы обсуждаете важные вопросы. Можно и чередовать.
Отмечайте успехи
Следите за результатами специалиста, хвалите его за достижения сами или попросите делать это руководителя работника.
Нюансы
Обязательно собирайте обратную связь специалистов: что им нравится, что нет, как компания может развиваться, как можно улучшить процесс адаптации. Чтобы сотрудникам было проще раскрыться, делайте анонимные опросы раз в год или с другой периодичностью.
__
Вы занимаетесь онбордингом? Делитесь своими техниками и обязательными пунктами адаптации!