С 1 сентября 2022 вступает в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В целях реализации принципа защиты слабой стороны договора в правоотношениях, Закон определяет перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей.
Авторы законопроекта поясняют, что необходимость установления перечня условий, ущемляющих права потребителей, позволит своевременно информировать потребителей и субъектов предпринимательской деятельности о недопустимости включения в договоры ненадлежащих условий, противоречащих требованиям законодательства. Как показывает правоприменительная практика, в договоры с потребителями продолжают включаться условия, которые неоднократно признавались судами недопустимыми.
Примеры условий договоров, ущемляющих права потребителей:
- в случае расторжения договора по инициативе потребителя предоплата не возвращается;
- в случае отказа потребителя от заключения договора, потребитель обязуется уплатить неустойку;
- своей подписью на кредитном договоре заемщик выражает согласие на подключение дополнительных услуг, например, «Гарантированная ставка», «Кредитное информирование» и т.п.
Особенность правоотношений с участием потребителей состоит в том, что применение к ним общих положений гражданского законодательства без учета специального правового регулирования может повлечь ущемление прав граждан. Так, к числу основных принципов гражданского законодательства, предусмотренных в ст. 1 ГК, отнесен принцип свободы договора, в соответствии с которыми граждане и организации свободны в определении условий договора. Однако гражданин, вступающий в правоотношения с поставщиками товаров и услуг, банками и страховыми компаниями, которые обладают крупными экономическими и организационными ресурсами, является более слабой стороной. Потребитель не принимает участия в определении условий договоров розничной купли-продажи, банковского вклада, потребительского кредита, страхования и др., не имеет реальной возможности влиять на содержание этих договоров, так как типовые положения о правах и обязанностях сторон договоров определяются в одностороннем порядке коммерческими организациями.
Закон устанавливает запрет для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные. Указанное нововведение призвано ограничить практику принудительного или непрозрачного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.
По мнению авторов законопроекта, принятие, публикация и широкое распространение информации о несправедливых договорных условиях будет способствовать профилактике правонарушений и снижению уровня злоупотребления правом со стороны экономически сильных субъектов потребительских правоотношений.
Новеллами Закона являются положения о том, что недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны. Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению в полном объеме. В новой редакции Закона установлен срок возмещения причиненных потребителю убытков. Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня его предъявления.
В соответствии с Законом, к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);
2) условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;
3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг);
4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
7) условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца, не предусмотренные законом;
9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
10) условия, которые ограничивают право выбора вида требований при обнаружении в товаре недостатков, при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
11) условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
14) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
15) иные условия, нарушающие нормы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.