Спросите руководителя любой небольшой компании, например сети из 3-5 мебельных салонов: «А какая у вас HR стратегия?» Две трети из них посмотрят на вас с удивлением, и ответят в том ключе, что это для крупных компаний, а у нас ее нет, не до того…
Так вот, это заблуждение. Если в компании есть сотрудники, то есть и HR стратегия. Другое дело, что если не уделять этому внимания, то она стихийная, но она есть.
Давайте определим а, что такое стратегия управления персоналом? По сути, это генеральный план действий по достижению долгосрочных целей организации за счет развития компетентности и мотивации ее работников с учетом изменений внешней среды.
Сущность стратегического управления заключается в том, чтобы руководство в любой момент времени могло четко ответить на такие вопросы:
1. В каком положении сейчас находится предприятие, чем занимается его рабочий коллектив?
2. Как развивается персонал, соответствуют ли мероприятия, проводимые для усовершенствования кадров, стратегии, которой придерживается организация?
3. Какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить выполнение сотрудниками новых задач, стоящих перед фирмой?
На каких принципах должна быть построена HR стратегия?
1. Перспективность и долгосрочность новых проектов, направленных на повышение качества работы коллектива организации.
2. Осуществление воздействий по управлению персоналом на увеличение их потенциальных возможностей.
3. Создание условий, необходимых для реализации сотрудников, что может привести к повышению эффективности результатов от их работы.
4. Обеспечение возможности выбора при возникновении изменений во внутренней и внешней среде предприятия.
5. Регулярный надзор за выполнением задач, стоящих перед персоналом, и принятие своевременных мер для управленческих решений.
И конечно, нельзя забывать о том, что существует три объекта, на которые направлена деятельность по управлению сотрудниками предприятия:
· сам коллектив, как единое целое и каждый его член в отдельности;
· условия труда в организации;
· структура коллектива.
Так какие же бывают HR стратегии?
Существует множество вариантов по разделению стратегий на типы. Если рассматривать наиболее распространенные, то ими будут стратегии, зависимые от цели предприятия, и такие, которые проводятся совместно с разработкой политики всей организации.
Стратегии, подчиняющиеся целям организации:
· стратегия динамического роста
· предпринимательская стратегия
· стратегия прибыльности на предприятии
· ликвидационная стратегия
· циклическая стратегия.
В зависимости от характера проводимой политики организации в целом выделяют следующие виды стратегий управления персоналом:
· стратегия качества
· стратегия инноваций
· стратегия удержания лидерской позиции за счет снижения затрат.
В следующих статьях, рассмотрим некоторые из типов HR стратегий.