В рамках стратегического проекта «Креативная личность» программы «Приоритет-2030» в марте 2022 года в Университете Лобачевского создана научно-исследовательская лаборатория «Наука – технологии – общество». Руководитель проекта – доктор философских наук, член-корреспондент РАН, профессор Илья Касавин. О том, как проходят исследования и какие уже есть результаты, рассказала кандидат философских наук, ассистент кафедры философии физического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, младший научный сотрудник лаборатории Олеся Соколова.
Олеся Игоревна, почему креативные способности сейчас настолько востребованы? Зачастую творческие способности хотят увидеть в специалистах тех областей, где, казалось бы, это и не нужно, с чем это связано?
В эпоху постмодерна в условиях широкого распространения форм научного образования, развития индивидуального предпринимательства, сетевой науки и глобальных трендов (цифровизация, международные коллаборации) резко возрастает когнитивная ценность отдельной личности. Перед ней ставятся сверхзадачи, направленные на поиск нового через реализацию творческих потенций в социальном пространстве. Таким образом, креативный подход становится необходимым компонентом любой деятельности, поскольку активность человека выходит на все более сложный социальный и технологический уровень.
Вы представили некоторые результаты исследования по проекту «Наука и техника: формы креативности в основании общественного прогресса». Расскажите, как проводились эти исследования? Какие у него были цели, задачи? Каковы результаты?
Эти исследования направлены на разработку фундаментальной структуры научного мировоззрения, в рамках которого креативность, творчество, поиск нового, постановка сверхзадач, аккумуляция коллективных творческих потенций, создание креативных проектов в социальном пространстве становится высшей ценностью. Сотрудники лаборатории сосредоточили усилия на самых актуальных проблемах и задачах – изучали причины и условия формирования креативности. А это, в том числе социальное окружение, историко-культурный и ценностный контекст, а также когнитивные факторы.
Сотрудники лаборатории ведут разработку оригинальных философских и междисциплинарных подходов. Так, направление «креативность как социальный феномен» исследует формирование и осмысленное существование творческой личности ученого как социального субъекта.
В исследованиях методологических подходов к креативности анализируется принципиальное отличие процесса постановки научных задач от методологических процедур их решения. Направление «креативность: средовой подход» изучает социальный горизонт креативности через коммуникацию в нестандартной среде, обращение людей искусства к научным исследованиям и наоборот, ученых к искусству в разных аспектах его проявления, через философский анализ креативных личностей и сообществ в истории.
Подход, связанный с изучением психогеографии творчества, направлен на выявление законов сознательной организации пространства, непосредственно воздействующей на творческую активность и поведение индивида.
Анализ креативности в контексте цифровизации направлен на изучение философских аспектов взаимодействия между людьми, машинами и искусственным интеллектом.
Тема вашей недавней лекции – «Об источниках креативности, или откуда берутся идеи». Так откуда же берутся идеи?
Конечно, стоит оговориться, что здесь вопрос заключается в том, каким образом возникают креативные идеи. Этот вопрос актуален, потому что креативность сегодня – очень ходовой товар, и особую популярность набирают тренинги по креативности. Но они, как правило, направлены на развитие двух компонентов. Это, во-первых, изобретение необычных способов использования какого-то уже известного продукта, а во-вторых, способность некритично относиться к тем идеям, которые приходят в голову. В своей лекции отвечаю на вопрос, можно ли этому научиться.
То есть вопрос об источниках креативности сводится к тому, являются ли творческие способности неким даром или их можно в себе развить?
Совершенно верно. В рамках моего исследования были проанализированы представленные в науке результаты психологических и биологических исследований, которые обосновывают несостоятельность утверждения о возможности развития креативных способностей. На сегодняшний день мы располагаем результатами нескольких авторитетных публикаций, которые демонстрируют зависимость креативных способностей человека от его генетической предрасположенности. Это ставит под вопрос саму возможность того, можем ли мы развивать креативность.
Но в психологии, например, представлена и другая точка зрения на вопрос о том, можно ли развивать креативность. Если свести креативность к определенным параметрам, таким, например, как беглость, гибкость, оригинальность мышления, то оказывается, она вполне поддается тренировке. Но я полагаю, что-то заложено в самом человеке, причем не только в познавательной сфере, но и в личностной. Что же заложено, в какой мере, каким образом можно стимулировать развитие креативных способностей? Это вопросы дополнительных исследований.
Чем отличается креативность от творчества?
Разделению понятий «творчество» и «креативность» в литературе уделено достаточно много внимания. Однако в наших исследованиях, опираясь на определенное понимание человека и его связи с обществом и природой, мы используем их как синонимы. В свою очередь, понятие творчества выполняет нормативную функцию, предписывая человеку определенное отношение к окружающей его действительности. Это понятие (наряду с такими понятиями как «свобода воли», «индивидуальная ответственность», «прогресс», «рациональность») принадлежит к универсалиям техногенной цивилизации, – в этом контексте оно обладает своим смыслом и ценностью. «Говорить о креативности, – как замечает Пол Фейерабенд, – имеет смысл только в том случае, если мы рассматриваем человека определенным образом: именно он дает начало каузальным цепочкам, а не просто следует за их ходом».
Иногда утверждают, что общество, состоящее исключительно из Моцартов и Эйнштейнов, было бы нежизнеспособно. Творческий человек, как правило, как-то противопоставляет себя обществу и лишь потому способен произвести нечто новое. В таком случае если Ваш проект удастся и творческих людей будет слишком много, то общественный прогресс окажется под вопросом?
Не стоит опасаться избытка творческих людей, нам это не грозит. В настоящий момент, да и во все эпохи, подавляющее большинство не демонстрировало творческих способностей, а общество и в самом деле часто негативно относилось к творцам нового. И все же не в этом дело. Исходя из подхода, который предлагает Илья Теодорович Касавин, мы пытаемся показать, что творчество является не столько индивидуальным психологическим процессом, сколько результатом человеческого взаимодействия и взаимооценки. Подлинный творческий результат – лишь вершина айсберга, основанием которого является множество коллективных усилий, рутинных, тупиковых, забытых ходов мысли и деятельности, и нередко отыскать этот результат в толще веков под силу лишь историкам науки и культуры. Посмотрите, сколько таких результатов дошло до нас из античности, Средних веков, даже из Нового времени? Сколько современных результатов пылятся до времени в библиотеке или интернете, пока их кто-то не обнаружит? Мы по-настоящему креативны лишь потому, что стоим на плечах гигантов. Распознавание творческого результата едва ли труднее, чем его создание. Так что наш проект подобен восхождению на восьмитысячник, задача очень трудна, но от ее решения зависит будущее.