Найти в Дзене
Жорик – историк

Как солдаты–срочники захватили пассажирский самолет в 1986 году

Оглавление

Чего они хотели, чего добивались? Двое мокрых, взъерошенных солдат, один с автоматом, другой с РПК (ручной пулемет Калашникова) рано утром 20 сентября 1986 года ворвались на борт Ту-134, готовившегося ко взлету из Уфимского аэропорта. Один из них ткнул дулом автомата стюардессу: "Быстро в кабину, передай командиру, чтобы немедленно взлетал. Летим в любую страну, я потом скажу куда".

Под прицелом оказалось 76 пассажиров. Они оцепенели. И тут с места поднялся двухметровый широкоплечий бугай. "Какие на ... заложники, а ну отдай пушку". Наклонив голову он двинулся на одного из солдат. Тот резко передернул затвор и в салоне самолета раздались первые выстрелы...

Спастись от трибунала

В ночь на 20 сентября 1986 года в наряд по воинской части, расположенной почти в центре Уфы, заступили трое – рядовые Сергей Ягмурджи, Алексей Коновал и младший сержант Николай Мацнев. Через три часа после отбоя Мацнев направился к оружейной комнате. Как потом выяснило следствие, сигнализация на ней не работала, и это позволило троице беспрепятственно завладеть оружием – автоматом Калашникова, ручным пулеметом той же марки и снайперской винтовкой Драгунова.

Сергей Ягмурджи и Николай Мацнев/ © скрин с передачи "Следствие вели"
Сергей Ягмурджи и Николай Мацнев/ © скрин с передачи "Следствие вели"

Спустившись на первый этаж, они вылезли через окно и покинули часть. Эти действия были составным планом угона самолета, на который солдаты пошли чтобы избежать трибунала. Дело в том, что Мацневу, Ягмурджи и Коновалу по долгу службы приходилось охранять заключенных, и они здорово влетели, покупая у тех наркотики. В какой-то момент об этом стало известно в части. Перспектива оказаться за решеткой рядом с теми, кого недавно охраняли, была не просто пугающей, она была катастрофической, поэтому Мацнев, как идейный вдохновитель этого плана, предложил сослуживцам угнать самолет и улететь в любую недружественную СССР страну.

Ночные выстрелы

План они разработали масштабный. Изначально в нем должно было участвовать 6 человек, но, когда дело дошло до реальных действий, двое отказались. Из четверых оставшихся особая роль отводилась Игорю Федоткину, который служил на складе этой воинской части в деревне Подымалово в 20 километрах от Уфы. Он должен был ночью захватить БТР с вооружением, в назначенном месте встретиться с троицей солдат, а потом уже команда террористов планировала тараном пробиться на взлетную полосу и взять штурмом самолет.

Чтобы добраться до места встречи нужен был транспорт. Первой попавшейся машиной оказалась "Волга" из местного таксопарка. Ягмурджи с пулеметом кинулся наперерез автомобилю. Объявив водителю что машина захвачена, они приказали ему гнать в сторону Подымалово. Но на пути бандитов вскоре показался милицейский УАЗ, в котором находилось двое сотрудников вневедомственной охраны.

Водитель УАЗа помигал "Волге" фарами, требуя остановки. Когда машина остановилась, из нее выбежал сначала Мацнев, а потом и Ягмурджи и открыли в два ствола шквальный огонь. Милиционеры – сержанты Айрат Галеев и Залфир Ахтямов, погибли на месте.

Погибшие сотрудники вневедомственной охраны Айрат Галеев (слева) и Залфир Ахтямов (справа)/ © lenta.ru
Погибшие сотрудники вневедомственной охраны Айрат Галеев (слева) и Залфир Ахтямов (справа)/ © lenta.ru

План меняется

Наблюдавший за расстрелом Коновал с незаряженной снайперской винтовкой в ужасе выскочил из "Волги" и бросился в лес. На этом его роль в угоне самолета была закончена. Он прятался в одном из деревенских домов, опасаясь возврата в часть. Его сдали местные жители, и когда начался штурм, Коновал попытался покончить с собой, воткнув нож в грудь, но неудачно. Его успели госпитализировать и спасти.

Четвертый участник – Федотов, в последний момент испугался и отказался от захвата БТР-а. Мацнев и Ягмурджи об этом, разумеется, не знали и прождав в условленном месте полчаса, решили захватывать воздушное судно вдвоем. Таксисту приказали гнать в аэропорт. Высадив их около колючей проволоки, он уговорил преступников пощадить его.

На территорию солдаты проникли через дренажный канал. Время было 3 часа ночи и на рулежках не было ни одного самолета, который готовился бы ко взлету. Преступникам пришлось скрытно добежать до дальней стоянки и прятаться там в высокой траве, ожидая своего часа.

Зверёныши

В 3:30 на аэродроме приземлился Ту-134, следовавший рейсом Киев–Уфа–Нижневартовск. Здесь у него была дозаправка. Когда она закончилась, и трапы еще не были убраны, в салон ворвались двое солдат с оружием наперевес. Как вспоминала потом Сусанна Жабинец, стюардесса захваченного самолета, один из солдат взял ее за волосы, ткнул в бок автоматом, а второй приказал ее коллеге бежать к экипажу и передать требование.

«Немедленно взлетаем, летим в любую недружественную Советскому Союзу страну, иначе я ее [Жабинец] убью!» Он [Мацнев] смотрел таким холодным взглядом на меня, полуопущенная голова... Как звереныш!», —Елена Жуковская

Вторая стюардесса Елена Жуковская убежала к пилотам, а в салоне повисла напряженная тишина – один террорист держал на мушке Сусанну Жабинец, другой поводил дулом пулемета из стороны в сторону поверх голов оцепеневших пассажиров.

Стюардессы Елена Жуковская и Сусанна Жабинец/ © lenta.ru
Стюардессы Елена Жуковская и Сусанна Жабинец/ © lenta.ru

И тут не выдержал один из сидящих около прохода – монтажник геодезического управления Александр Ермоленко. Он встал и с угрозами двинулся на Мацнева, который держал стюардессу. Тот отпустил девушку, развернулся и без предупреждения открыл шквальный огонь. Несколько заложников оказались ранены, женщина, прикрывшая своим телом ребенка, получила пулю в плечо, а Ермоленко погиб на месте.

Удавшийся обман

Несколько выпущенных очередей пробили фюзеляж самолета и тут стюардессам пришла в голову мысль убедить террористов в том, что самолет поломан и не может взлететь. Не разбирающиеся в конструкции воздушного судна солдаты поверили и разрешили вызвать на борт авиатехников для осмотра и ремонта.

В это время на Земле уже вовсю разворачивалась спасательная операция. Из Москвы была запрошена группа "Альфа", а до той поры сотрудник местного КГБ вызвался под видом авиатехника разведать обстановку. Пилотам по радиосвязи было приказано вступить с террористами в переговоры и всячески тянуть время.

Они велись почти до обеда. На летное поле приехал командир воинской части, из которой сбежали дезертиры, была доставлена магнитофонная запись речи матери Ягмурджи, в которой она умоляла сына сдаться. А меж тем сотрудник КГБ под видом авиатехника убеждал преступников, что выстрелы серьезно повредили органы управления самолета и теперь чтобы взлететь понадобиться длительный ремонт.

Параллельно их постоянно уговаривали отпустить заложников. Трижды они это делали: сначала покинуть борт позволили раненым и женщинам с детьми, потом отпустили еще 20 человек, а к 14:00 в салоне осталось 15 человек. Но ситуация для Мацнева и Ягмурджи сложилась тупиковая – они своими глазами видели дырки в фюзеляже, а убедительность "авиатехника" и стюардесс окончательно сломила их дух. Террористам стало ясно, что вылететь из страны у них не получится.

Штурм

В 14:40 преступники запросили сильнодействующие наркотики чтобы отравиться. В 15:30 они были доставлены на борт. Приняв отраву, Ягмурджи, который до этого успел написать прощальное письмо матери и сестре, потерял сознание, а Мацнев, бывалый наркоман, начал бродить во невменяемом состоянии по салону.

Елена Жуковская смогла убедить его отпустить оставшихся заложников и стюардесс. Тот не сопротивлялся. Когда в салоне остались только двое террористов и пилоты, начался штурм. Поскольку люки были заблокированы, бойцы "Альфы" проникли на борт через форточку в пилотской кабине. Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит. Во время перестрелки пуля попала в ногу валявшегося без сознания Ягмурджи (позже ее ампутировали)

Вся спецоперация по уничтожению террористов заняла всего 14 секунд.

Сергей Ягмурджи (справа) на опознании/ © НТВ
Сергей Ягмурджи (справа) на опознании/ © НТВ

За этот теракт арестовали 6 человек: Ягмурджи, Коновала, Федоткина и еще троих, которые знали о преступных намерениях. Военный трибунал приговорил Сергея Ягмурджи к высшей мере – расстрелу. Коновал получил 10 лет тюрьмы. Остальных наказали сроками от двух до шести лет.

В результате Уфимского теракта погибло 4 человека: 2 сотрудника милиции и 2 пассажира. Но были в истории СССР террористические акты с куда большим количеством жертв:

(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: lenta.ru; mkset.ru; ufa1.ru)