Найти тему
ДО.онлайн

Поддержка детской инициативности — основа развития личности.

Мир меняется так быстро, что иногда сложно успеть за новыми тенденциями. Еще лет тридцать-сорок назад от ребенка требовалось только внимательно слушать старшего и делать то, что ему говорят. Разумеется, это крайне обобщенная мысль, но суть подхода к образованию и воспитанию тех лет передана верно.

Узнайте больше о развитии детей, о новых тенденциях развития и воспитания в нашем образовательном портале ДО.online

Однако в современном обществе ценятся уже совершенно другие качества, и ребенок из своеобразного «контейнера», в который складывают готовые знания, превращается в активного участника процесса воспитания и образования. А это невозможно без развития в дошкольнике инициативности.

Инициативность присуща каждому ребенку дошкольного возраста. Она стимулирует малыша к общению со сверстниками и взрослыми, игре, познанию окружающего мира. Инициативный ребенок всегда любознательный, изобретательный, общительный. А это те качества, которые необходимы человеку и во взрослом возрасте.

 

Общительный человек легче налаживает контакты, ему проще договориться с партнерами по работе. Любознательность способствует тому, что у него формируется широкий круг интересов, он постоянно чем-то интересуется и не останавливается в своем развитии. С таким людьми интересно всегда — и в дошкольном, и в подростковом, и во взрослом возрасте. Изобретательность помогает найти выход из сложных или конфликтных ситуаций, подходить творчески к решению разнообразных вопросов, что высоко ценится в условиях крайней динамичности современного мира.

Можно сказать, что инициативные дети часто бывают «неудобными»: им всегда что-то надо, они хотят быть первыми всегда, часто начинают выполнять задание, не дослушав воспитателя.

Дети от природы инициативны, поэтому взрослым важно не «обрывать» первые попытки ребенка, а поощрять их, мягко и незаметно корректируя нежелательные проявления, если таковые имеются. В пример можно привести знаменитую систему Марии Монтессори, в которой взрослый — лишь наблюдатель, а ребенок — первооткрыватель, маленький исследователь, который через собственную инициативность учится познавать мир.

Инициативность — это постоянный поиск чего-то нового, стремление сделать самому, успеть первому.

 

Не стоит путать ее с импульсивностью, так как инициатива всегда осознанна, поэтому подразумевает достаточный уровень развития всех психических процессов. Творческие способности, нравственные качества ребенка полноценно формируются только через инициативность. Даже физическое развитие дошкольника предполагает осознанный подход к процессу. Ребенок должен понимать, что и зачем он делает, и хотеть сделать это.

 

Именно такой подход, с опорой на инициативность ребенка-дошкольника, позволяет эффективно строить образовательный процесс в современном дошкольном учреждении.

В заключение хочется отметить, что развитая личность — носитель нравственных качеств, культурных ценностей, способный к умственному и физическому труду, а также имеющий различные потребности духовной и материальной сферы. Такая личность может сформироваться, если уже в дошкольном возрасте стимулировать инициативность ребенка, его потребность в самостоятельном изучении окружающего мира.

 

Еще больше полезных статей на тему гармоничного развития детей дошкольного возраста вы найдете на нашем сайте ДО.online