Образ врага, как он представлен в отечественной истории, многолик и разнобразен. При этом в разные годы он видоизменялся в соответствии с политической конъюктурой.
Очень хорошая иллюстрация – это отношение к американцам. Наши руководители в разные эпохи то дружили с Америкой, то изображали ее как главного врага.
В начале XIX века Александр I договорился с американцами о совместных операциях против пиратов на международных морских коммуникациях. В ХХ веке вместо царя в России стали править коммунисты, но и с ними у американцев поначалу сложились весьма теплые отношения, а техника и специалисты из США сильно помогли развитию сталинской программы индустриализации.
Отношения между двумя странами были довольно сложные, но плодотворные, и окружающий мир с интересом наблюдал за примером этого сотрудничества двух таких разных систем. Вот как это образно описывал Томас Манн:
“Америка и Россия – два добрых великана, правда, один подвержен безмозглой истерии, а другой – приступам сарматской дикости”.
Затем в середине века Вашингтон и Москва были союзниками в войне против нацистской Германии - а десятилетия спустя советские газеты запестрели карикатурами про злобных американских империалистов.
Этот образ врага насаждался тогда, начиная с детской литературы. Например, Николай Носов в продолжении своей серии рассказов о приключениях Незнайки выпустил в 1965 году книгу “Незнайка на Луне”, где он приспособил для детей основные тезисы официальной антиамериканской пропаганды.
В лунных интерьерах Носов живописал ужасы жизни в США: простых людей грабят и угнетают злые капиталисты с говорящими фамилиями Спрутс и Скуперфильд.
Подобные фамилии дополнялись в этой книге простыми и понятными сравнениями:
“Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги!»
Богачи командуют полицией, они создают акционерные общества, играют на бирже и получают дивиденды – эти отвратительные явления американского общества Носов пытается доходчиво разъяснить своим читателям.
В создании детского варианта образа врага не забыта и культурная тема: Носов издевается над абстрактной живописью.
В книге также высмеивается американское кино и телевиденье – оно изображается как сплошной поток примитивных полицейских сериалов. И вот как уже в наше время “Известия” описывали суть этих историй о Незнайке на Луне:
“60-е — это было время многочисленных книг о США, написанных советскими журналистами и писателями, отправленными Родиной на два–три месяца в логово зверя с целью рассказать об этом логове своим читателям. Носову при распределении антикапиталистических заданий досталась — согласно специальности — детская сатира».
А сейчас примерно такую же сатиру и такие же пропагандисты приемы по разработке образа врага можно наблюдать в детских спектаклях - где со сцены прогоняют карикатурных Санта-Клаусов, которые с американским акцентом, коверкая русские слова, объявляют:
“Америка установила свой мировой порядок, и все должны этому подчиняться”.
Спектакли в итоге сильно напоминают выступление какого-нибудь политобозревателя из ТАСС.
Довольно любопытно выглядит перекличка разных эпох и в отношении к Англии и англичанам. У тех же русских классиков и философов XIX века образ врага часто включал в себя и англичан, в адрес которых звучали самые язвительные эпитеты.
Известный литератор князь Владимир Одоевский предсказывал, что гибель Англии неизбежна, и что история этой страны дает урок народам, “продающим свою душу за деньги”. Теоретик славянофильства профессор Степан Шевырев в красочных выражениях так клеймил Англию:
“Она воздвигла не духовного кумира, как другие, а золотого тельца перед всеми народами, и за это когда-нибудь даст ответ правосудию небесному”.
Продолжение рассказа об образе врага в виде Англии - в следующей публикации.