Тревога всегда относится к будущему: человек беспокоится и все время прокручивает в своей голове разнообразные варианты развития событий, преимущественно негативные. Это отличный способ запугать себя тем, что может случиться. Факторы, которые человек оценивает как тревожные, не всегда лежат в зоне ответственности и не всегда их можно контролировать, и получается так, что тревога с головой накрывает человека.
А теперь представьте, что происходит, если такое переживание длительное, иногда ожидаемое в течение нескольких лет. Как, например, ожидание экзамена?
Часто, подростку со всех сторон говорят, что он не справится, и дальше - после проваленного ЕГЭ, жизнь пойдет под откос.
И вот уже руки трясутся, переключить мысли не удается, сердце бешено колотится, дыхание сбивается, ладони потеют.
У всех подростков тревога проявляется по-разному, но это состояние никогда не приводит к реальным действиям и реализуется не просто как страх перед экзаменом, а уже как страх перед будущим, в которое подросток очень боится попасть.
Это всего лишь один из механизмов проявления экзаменационной тревожности у подростков. Давление переходит в самозапугивание и, хотя в большинстве случаев, не является реальной угрозой (кто-нибудь встречал, что после проваленного экзамена жизнь у человека заканчивалась?), реализуется как истинный страх со всеми вытекающими последствиями.
Часто сдерживание тревоги приводит к повышенному контролю. Такой подросток повышено возбудим, эмоционален, остро воспринимает критику, проявляет агрессию, часто не по адресу, или другая крайность: зажат и старается сделать все идеально. Многие родители отмечают, что их ребенок может делать уроки до глубокой ночи, много раз переделывать и сильно расстраивается, когда «идеально» не получается. Перфекционизм и нерешительность – оборотная сторона медали.
Мы – родители – часто неосознанно добавляем ощущение беспомощности нашим детям. Тревожные и опекающие родители порождают тревогу у ребенка, с которой они сами не могут справится, а иногда родители отказывают в поддержке, считая, что подросток должен справится сам и это его ответственность учится. Это, конечно, так, однако, холодность и манипуляции не только не приводят к блестящим результатам на экзаменах, но и негативно сказываются на общем состоянии здоровья.
Наш опрос подростков показал, что в преддверие экзаменов у них наблюдаются проблемы с питанием (заедание и полный отказ от еды (что обусловлено спазмом мышц), нарушается сон, снятся кошмары, портится настроение, пропадает желание что-то делать и самое важное – подросток начинает бояться будущего, всячески его «отодвигая» в своих мыслях.
В работе с такими подростками важно использовать разные подходы: от научения мышечной релаксации до работы с образами тревоги и страха перед экзаменом. В программе «Осторожно, ЕГЭ!» мы проигрываем ситуации на экзамене, будущее после экзамена и учимся находить и возвращать страхи и тревогу тем, кому она реально принадлежит.
Больше о программе по ссылке