Автор: Прохожий. Телеграм канал: https://t.me/fogofwarcannel
Уроженец Австрии Франц Райхельт, больше известный современникам под кличкой «Летающий портной», вошёл в историю воздухоплавания не как пионер авиации, а как редкостный пример человеческой глупости, научной безграмотности и высокомерия. Некоторые даже называют его первым бейсджампером - круто, эффектно и недолго. Но, обо всём по порядку…
Начало авиационной эры сопровождалось множественными несчастными случаями с покорителями неба, что повлекло за собой растущий интерес к мерам обеспечения безопасности полётов и, в первую очередь, к разработке эффективного и надёжного парашюта. Первые успехи в парашютном деле были достигнуты любителями ещё в конце XVIII века. Так, Луи-Себастьен Ленорман (в 1783 г.) и воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар успешно использовали парашюты с фиксированным куполом (по сути - зонты, открывавшиеся перед началом прыжка), а Анре-Жак Гарнерен изобрёл бескаркасный парашют и 22 октября 1797 г. совершил первый в истории человечества прыжок с воздушного шара. Однако, несмотря на некоторые успехи, к началу XX века всё ещё не появилось парашюта, пригодного для использования при прыжках с самолёта или на малой высоте.
В это время в Париже обретался успешный австрийский коммерсант и дамский портной Франц Райхельт. Он имел тягу к изобретательской деятельности и за свою жизнь придумал множество необычных безделушек. В какой-то момент, не имевший серьёзного технического образования Райхельт, обратил внимание на проблему безопасности полётов. Область деятельности показалась ему довольно интересной и денежной. Он буквально зациклился на разработке костюма для авиаторов, который мог превращаться в парашют и позволял выжить пилоту в случае вынужденного оставления самолёта. Почему именно костюм? Есть версия, что это профессиональная деформация успешного портного.
Как и у всех парашютов, его идея основывалась на увеличении площади поверхности летящего человека в попытке замедлить его падение. Однако, вместо «купольной» схемы, парашют Райхельта был встроен в лётный костюм и напоминал собой комбинезон с огромным шёлковым капюшоном. Скрытая под тканью система стержней и тонких складок материи, уложенных в дополнительные клапаны, должна была раскрываться в полёте, увеличивая площадь парашюта. По задумке изобретателя пилот должен был буквально спланировать к земле, совершив посадку «по-авиационному», почти как Бэтмэн. При этом, общая площадь поверхности системы составляла примерно 30-32 кв. метра, а вес изделия доходил до 9 кг.
В 1910 г. Райхельт представил свою раннюю разработку «Аэроклубу де Франс» - ведущей авиационной организации Франции того времени. Эксперты сразу вынесли вердикт: «Изделие не жизнеспособно, конструкция отличается исключительной сложностью, поверхность устройства слишком слабая, а вы сломаете себе шею». Однако, австриец не удовлетворился выводами технических специалистов и продолжил эксперименты самостоятельно.
Импровизированный испытательный стенд Райхельт обустроил прямо во дворе своего дома на улице Гийом. Он, распугивая редких прохожих, просто выбрасывал манекены с пятого этажа, стараясь подобрать необходимые параметры работы изделия. Однако испытания проваливались попытка за попыткой. Манекены камнем падали на землю. Изобретатель даже сам несколько раз прыгнул с небольшой высоты в предварительно установленный внизу стог сена и в итоге сломал ногу.
Тем не менее, совершив несколько пробных прыжков с низких площадок, Райхельт пришёл к выводу, что для тестирования парашютного оборудования нужны более высокие точки старта. «Костюму просто не хватало времени полностью раскрыться и наполниться воздухом», - размышлял австриец. «Если бы до земли было метров 50 или 100, результаты были бы замечательными….»
В 1911 году французский полковник Лаланс предоставил парижскому аэроклубу 10 тысяч франков на премию изобретателю лучшего парашюта. В гонку за призом немедленно включился и Франц Райхельт. Он буквально бомбардировал полицейское управление Парижа обращениями разрешить ему протестировать конструкцию на манекене, сбросив его с Эйфелевой башни.
Полиция долгое время воспринимала Райхельта как очередного сумасшедшего и всячески противилась проведению эксперимента. «Если бы мы знали, что этот безумец прыгнет с башни, он бы никогда не получил разрешения», - заявлял впоследствии префект полиции. Но в итоге, австриец настолько допёк всех своими просьбами, что разрешение на демонстрацию было выдано. При этом, желание опробовать парашют самостоятельно, испытатель держал в тайне до самого последнего часа.
Райхельт организовал широкую рекламную компанию своего высотного костюма, в котором намеревался прыгнуть с первого яруса Эйфелевой башни высотой около 57 метров. Ранним холодным утром 4 февраля 1912 г. испытатель прибыл на авто к месту демонстрации, выставив себя напоказ перед толпой писателей, фотографов, представителей свободной прессы и другими зеваками. Установленные в лучших местах киносъёмочные аппараты должны были запечатлеть для потомков триумф технической мысли.
Немного попозировав в костюме, Райхельт поднялся на первый ярус башни, наконец дав понять собравшимся, что планирует совершить прыжок сам. Друзья пытались отговорить испытателя от задумки из соображений безопасности: «Демонстрацию можно провести и на манекене, или, на худой конец, с использованием страховочной верёвки!» Но Райхельт был непреклонен: «Я хочу всё сделать самостоятельно и без обмана, поскольку намерен доказать ценность своего изобретения.»
Около 8:20 испытатель взобрался на маленький столик рядом с краем платформы, разорвал газету и изучил направление ветра. Затем посмотрел вниз на ледяную землю. Поколебавшись секунд сорок, Райхельт повернулся к друзьям, коротко бросил «Скоро увидимся!» и, несмотря на протесты толпы и полиции, прыгнул в вечность…
Как и предсказывали специалисты, высотный костюм полностью не раскрылся. Райхельт рухнул на ледяную землю почти стоя. Его правая рука и нога были раздроблены, череп и спина сломаны. Смерть была мгновенной. По иронии судьбы, всего за два дня до демонстрации Райхельта, американский жокей Фредерик Родман Лоу успешно спрыгнул с парашютом купольной конструкции с факела Статуи Свободы (высота 63 метра).
Снимки парашютистов, как удачливого, так и трагического, облетели весь мир. История любит победителей. Примечательно, что Лоу и сегодня вспоминают как героя, а история Райхельта вошла в кучу книг с названиями «Премия Дарвина», «Маленькая книга больших неудачников», «Гигантская книга неудачников» как вершина высокомерия и упрямства изобретателей.
Ссылка на канал автора в дзене: Есть такая военная тема
Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой