Найти тему
ТыжИсторик

Летающий портной

Изобретатель Франц Райхельт (16 октября 1878 г. – 4 февраля 1912 г.). Фото демонстрации каркасного парашюта. Изображение из открытых источников.
Изобретатель Франц Райхельт (16 октября 1878 г. – 4 февраля 1912 г.). Фото демонстрации каркасного парашюта. Изображение из открытых источников.

Автор: Прохожий. Телеграм канал: https://t.me/fogofwarcannel

Уроженец Австрии Франц Райхельт, больше известный современникам под кличкой «Летающий портной», вошёл в историю воздухоплавания не как пионер авиации, а как редкостный пример человеческой глупости, научной безграмотности и высокомерия. Некоторые даже называют его первым бейсджампером - круто, эффектно и недолго. Но, обо всём по порядку…

Начало авиационной эры сопровождалось множественными несчастными случаями с покорителями неба, что повлекло за собой растущий интерес к мерам обеспечения безопасности полётов и, в первую очередь, к разработке эффективного и надёжного парашюта. Первые успехи в парашютном деле были достигнуты любителями ещё в конце XVIII века. Так, Луи-Себастьен Ленорман (в 1783 г.) и воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар успешно использовали парашюты с фиксированным куполом (по сути - зонты, открывавшиеся перед началом прыжка), а Анре-Жак Гарнерен изобрёл бескаркасный парашют и 22 октября 1797 г. совершил первый в истории человечества прыжок с воздушного шара. Однако, несмотря на некоторые успехи, к началу XX века всё ещё не появилось парашюта, пригодного для использования при прыжках с самолёта или на малой высоте.

Иллюстрация первого прыжка с парашютом Луи-Себастьена Ленормана с башни обсерватории Монпелье в 1783 году. Изображение из открытых источников.
Иллюстрация первого прыжка с парашютом Луи-Себастьена Ленормана с башни обсерватории Монпелье в 1783 году. Изображение из открытых источников.

В это время в Париже обретался успешный австрийский коммерсант и дамский портной Франц Райхельт. Он имел тягу к изобретательской деятельности и за свою жизнь придумал множество необычных безделушек. В какой-то момент, не имевший серьёзного технического образования Райхельт, обратил внимание на проблему безопасности полётов. Область деятельности показалась ему довольно интересной и денежной. Он буквально зациклился на разработке костюма для авиаторов, который мог превращаться в парашют и позволял выжить пилоту в случае вынужденного оставления самолёта. Почему именно костюм? Есть версия, что это профессиональная деформация успешного портного.

Как и у всех парашютов, его идея основывалась на увеличении площади поверхности летящего человека в попытке замедлить его падение. Однако, вместо «купольной» схемы, парашют Райхельта был встроен в лётный костюм и напоминал собой комбинезон с огромным шёлковым капюшоном. Скрытая под тканью система стержней и тонких складок материи, уложенных в дополнительные клапаны, должна была раскрываться в полёте, увеличивая площадь парашюта. По задумке изобретателя пилот должен был буквально спланировать к земле, совершив посадку «по-авиационному», почти как Бэтмэн. При этом, общая площадь поверхности системы составляла примерно 30-32 кв. метра, а вес изделия доходил до 9 кг.

Схематическая иллюстрация бескаркасного купольного парашюта, использованного 22 октября 1797 года Андре-Жаком Гарнереном. Изображение из открытых источников.
Схематическая иллюстрация бескаркасного купольного парашюта, использованного 22 октября 1797 года Андре-Жаком Гарнереном. Изображение из открытых источников.

В 1910 г. Райхельт представил свою раннюю разработку «Аэроклубу де Франс» - ведущей авиационной организации Франции того времени. Эксперты сразу вынесли вердикт: «Изделие не жизнеспособно, конструкция отличается исключительной сложностью, поверхность устройства слишком слабая, а вы сломаете себе шею». Однако, австриец не удовлетворился выводами технических специалистов и продолжил эксперименты самостоятельно.

Импровизированный испытательный стенд Райхельт обустроил прямо во дворе своего дома на улице Гийом. Он, распугивая редких прохожих, просто выбрасывал манекены с пятого этажа, стараясь подобрать необходимые параметры работы изделия. Однако испытания проваливались попытка за попыткой. Манекены камнем падали на землю. Изобретатель даже сам несколько раз прыгнул с небольшой высоты в предварительно установленный внизу стог сена и в итоге сломал ногу.

Тем не менее, совершив несколько пробных прыжков с низких площадок, Райхельт пришёл к выводу, что для тестирования парашютного оборудования нужны более высокие точки старта. «Костюму просто не хватало времени полностью раскрыться и наполниться воздухом», - размышлял австриец. «Если бы до земли было метров 50 или 100, результаты были бы замечательными….»

Внешний вид высотного костюма Франца Райхельта. Фото из открытых источников.
Внешний вид высотного костюма Франца Райхельта. Фото из открытых источников.

В 1911 году французский полковник Лаланс предоставил парижскому аэроклубу 10 тысяч франков на премию изобретателю лучшего парашюта. В гонку за призом немедленно включился и Франц Райхельт. Он буквально бомбардировал полицейское управление Парижа обращениями разрешить ему протестировать конструкцию на манекене, сбросив его с Эйфелевой башни.

Полиция долгое время воспринимала Райхельта как очередного сумасшедшего и всячески противилась проведению эксперимента. «Если бы мы знали, что этот безумец прыгнет с башни, он бы никогда не получил разрешения», - заявлял впоследствии префект полиции. Но в итоге, австриец настолько допёк всех своими просьбами, что разрешение на демонстрацию было выдано. При этом, желание опробовать парашют самостоятельно, испытатель держал в тайне до самого последнего часа.

Райхельт организовал широкую рекламную компанию своего высотного костюма, в котором намеревался прыгнуть с первого яруса Эйфелевой башни высотой около 57 метров. Ранним холодным утром 4 февраля 1912 г. испытатель прибыл на авто к месту демонстрации, выставив себя напоказ перед толпой писателей, фотографов, представителей свободной прессы и другими зеваками. Установленные в лучших местах киносъёмочные аппараты должны были запечатлеть для потомков триумф технической мысли.

Изобретатель Франц Райхельт на первом ярусе Эйфелевой башни. 4 февраля 1912 г. Фото из открытых источников.
Изобретатель Франц Райхельт на первом ярусе Эйфелевой башни. 4 февраля 1912 г. Фото из открытых источников.

Немного попозировав в костюме, Райхельт поднялся на первый ярус башни, наконец дав понять собравшимся, что планирует совершить прыжок сам. Друзья пытались отговорить испытателя от задумки из соображений безопасности: «Демонстрацию можно провести и на манекене, или, на худой конец, с использованием страховочной верёвки!» Но Райхельт был непреклонен: «Я хочу всё сделать самостоятельно и без обмана, поскольку намерен доказать ценность своего изобретения.»

Около 8:20 испытатель взобрался на маленький столик рядом с краем платформы, разорвал газету и изучил направление ветра. Затем посмотрел вниз на ледяную землю. Поколебавшись секунд сорок, Райхельт повернулся к друзьям, коротко бросил «Скоро увидимся!» и, несмотря на протесты толпы и полиции, прыгнул в вечность…

Изобретатель Франц Райхельт 4 февраля 1912 г. Фото из открытых источников.
Изобретатель Франц Райхельт 4 февраля 1912 г. Фото из открытых источников.

Как и предсказывали специалисты, высотный костюм полностью не раскрылся. Райхельт рухнул на ледяную землю почти стоя. Его правая рука и нога были раздроблены, череп и спина сломаны. Смерть была мгновенной. По иронии судьбы, всего за два дня до демонстрации Райхельта, американский жокей Фредерик Родман Лоу успешно спрыгнул с парашютом купольной конструкции с факела Статуи Свободы (высота 63 метра).

Снимки парашютистов, как удачливого, так и трагического, облетели весь мир. История любит победителей. Примечательно, что Лоу и сегодня вспоминают как героя, а история Райхельта вошла в кучу книг с названиями «Премия Дарвина», «Маленькая книга больших неудачников», «Гигантская книга неудачников» как вершина высокомерия и упрямства изобретателей.

Ссылка на канал автора в дзене: Есть такая военная тема

Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.

-7

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой