Найти тему

Хочешь написать книгу? Спроси меня как!

Для начала задай себе вопрос - какова твоя цель? Хочешь стать писателем, получать литературные премии, устраивать презентации и при жизни увидеть экранизации своих произведений, то тебе не ко мне на мастер-класс, а в литературный институт имени Горького нужно поступать.

Один из преподавателей этого уважаемого вуза, когда я спросил его, почему мои книги не допускают до участия в литературных премиях, ответил, что мне не хватает писательского мастерства. Мол, талант рассказчика имеется, а вот литературных навыков не хватает. Ни фабулы, ни жанра, ни правильно раскрытых образов героев.

Я мог бы взять себя в руки - написать четкий план произведения, определиться с жанром и выстроить развитие сюжета в соответствии с его законами, написать книгу по всем правилам литературной науки. Может быть тогда всякие известные и именитые писатели взяли бы меня в свою тусовку, дали бы мне возможность поучаствовать в какой-нибудь литературной премии. А может быть даже какое-нибудь крупное издательство предложило бы мне контракт. Только всё это мне не интересно.

Я хорошо умею писать тексты по лекалам. Я занимаюсь журналистикой практически всю жизнь. В каждом издании есть своя технология производства контента, которой нужно следовать. Ни шагу в сторону! Весь текст выстроен в четкой последовательности. Это делает тексты похожими один на другой. В каждом тексте виден стиль издания, но не виден почерк автора. Автор в СМИ - это всего лишь функция. Твоя работа сделать качественный продукт, не отличающийся от всех остальных продуктов предприятия. Хочешь самовыражаться - делай это в другом месте в свободное от работы время.

Творчество может быть искусством, а может быть - ремеслом. Когда ты работаешь в СМИ - ты занимаешься ремеслом. Когда ты пишешь художественное произведение по правилам, которым тебя научили, ты тоже занимаешься ремеслом. У меня уже есть ремесло - я журналист. Не хочу осваивать ремесло писателя. Мне это не интересно. Писательство для меня - это искусство. Искусство - это всегда провокация и разрыв шаблона. Невозможно соблюдать законы жанра, когда твое творчество не относится ни к какому из существующих жанров.

Однажды я задумал написать повесть о первой любви. Я представил себе героя - совсем юного, стоящего на пороге взрослой жизни мальчика, который очень хочет найти свою вторую половину. Я стал описывать его. Отправил его туда, где можно встретить девушку. Конечно, некая фабула в моей голове была. Я примерно понимал, где он встретит девушку, какая она - эта девушка, при каких обстоятельствах они познакомятся и что у этой книги не будет хэппи-энда, потому что так не бывает в реальной жизни. Но как бы я мог предвидеть, например, что мой герой в определенный момент времени совершит преступление и окажется в каталажке? Разве можно такое запланировать?

Мой герой - честный, добрый парень. В самом начале пути мне бы и в голову не пришло, что у него могут возникнуть проблемы с законом. То, что он вляпался в эту историю стало для меня такой же неожиданностью, как и для него самого. Ему очень нужны были деньги. Когда ты испытываешь в чем-то нужду, ты весь поглощён тем, как её удовлетворить. И когда появляется какое-то предложение, ты бываешь не способен трезво его оценить. Так случилось и с ним.

Нет, конечно, я своего героя веду, помогаю ему, подбрасываю идеи. Но все это происходит как-то само собой, по ситуации. Я ему подкинул одну идею заработка, потом другую. Обе эти идеи я сам реализовал в его возрасте. И описал всё так, как происходило со мной. Но потом идеи легального заработка иссякли и герой мой решился преступить закон. Это перевернуло всю его жизнь. Какая тут фабула, когда жизнь летит под откос? Разве можно такое запланировать? И разве есть рецепты, как отменить то, что уже сделано? Никак! Разве что стереть написанное и начать писать заново. Но это для меня так же невозможно, как отмотать свою собственную жизнь и начать жить ее заново. Все потому что мой герой - живой человек, а не продукт писательского ремесла, выточенный по лекалам, выдаваемым в литературном институте имени Горького.

Если ты решишься идти моим путём, флаг в руки! Но нет и не может быть никаких гарантий, что твоё произведение займет своё место в литературе. Оно либо получится интересным, либо нет. Если хочешь гарантий того, что твой труд будет не напрасным, выбирай литературный институт. Повар, который готовит точно по рецепту, ничем не рискует. У него точно получится то, что он хочет. Только некачественные продукты или какая-то техногенная неожиданность могут помешать его плану. Когда ты творишь что-то новое, ты можешь потерпеть фиаско. Может быть получится что-то совершенно необыкновенное, а может получиться какая-нибудь несъедобная дребедень. Произведение искусства может быть не понято аудиторией вовсе или понято спустя десятилетия, когда ты будешь глубоко под землёй и тебе будет уже совершенно не до признания твоих талантов.

Решай, кем хочешь быть - творцом или ремесленником? И помни главное правило писателя: "Можешь не писать - не пиши!"

Да пребудет с тобой силос!