Найти тему
Библио-лаборатория

"Ужас из глубин" Фрица Лейбера. Миры Говарда Лавкрафта, выпуск 4

Некоторые литературные миры переживают своих создателей, продолжают шириться и развиваться благодаря многочисленным поклонникам (среди которых вполне могут быть и писатели). Вселенная Толкиена, мир Конана — мало ли еще знаменитых примеров?

Один из таких примеров — вселенная жутких существ, Древних Богов и ужаса, созданная Говардом Филипсом Лавкрафтом. Мрачные фантазии всегда привлекают людей, и потому сборники произведений, посвященных великому Ктулху и другим Древним, выходят исправно чуть ли не каждый год. Просматривая библиографические данные таких сборников, я обнаружил, что дань Лавкрафту отдал и Фриц Лейбер. Мимо такого автора я пройти никак не мог, пришлось срочно читать.

(кто-то скажет: опять вы со своим Лавкрафтом и его болезненной мистикой… Что поделаешь, нравятся мне эти миры, как иным людям нравится сыр с червями. Можно считать, что так я отдыхаю от головоломной современной НФ и киберпанка)

Что тут скажешь — талантливый человек талантлив во всем. На мой взгляд, это одно из лучших произведений, описывающих «вселенную Лавкрафта», а прочитать я их успел немало — от АвгустаДерлета до Чарльза Стросса. Мне не удалось выяснить историю написания рассказа: был ли он написан «на заказ» или просто мистер Лейбер так развлекался по собственной инициативе, а потом подвернулась возможность включить рассказ в межавторский сборник? Впрочем, было это почти полвека назад, в 1976 году, так что теперь истоки теперь не так уж важны.

-2

Рассказ очень точно передает атмосферу оригинальных произведений Лавкрафта, и на аутентичность работает все: и довольно вязкий, местами многословный стиль, характер главного героя, гнетущее ощущение какой-то мрачной неизбежности, довлеющее на протяжении всего рассказа. Лейбер очень гармонично «вписал» свой сюжет во вселенную Лавкрафта. В рассказе действуют или упоминаются многие известные персонажи: профессор Армитейдж, семья Эйкли, Данфорт… И, как это ни удивительно — сам Говард Лавкрафт, эдакое посмертное камео. Якобы он писал свои произведения со слов очевидцев, лишь приукрашивая их рассказы в процессе литературной обработки…

Сам же герой, живущий в странном доме, унаследованном от не менее странного отца (излюбленный прием Лавкрафта) поступает в университет Мискатоник в городе Аркхэме — куда же еще! Правда, с учебой у него там не складывается, но все же он в последствии вступает в активную переписку с одним из сотрудников университета… Что и подталкивает его на последний, роковой пусть.

Лейбер виртуозно сплетает воедино свой вымысел, героев Лавкрафта и реальных людей — например, в сюжете рассказа важную роль играет Саймон Родиа — архитектор-самоучка итальянского происхождения, живший и работавший в США в первой половине двадцатого века. В принципе, Лейбер всегда был превосходным рассказчиком (когда я наконец возьмусь перечитать что-то из его цикла о Фаффхрде и Сером Мышелове, и написать статью?), так что ничего удивительного.

Пишу статью, прихлебывая чай из вот такой кружки. Думаю, все вопросы по поводу моего отношения к творчеству Лавкрафта и последователей эта кружка снимает )
Пишу статью, прихлебывая чай из вот такой кружки. Думаю, все вопросы по поводу моего отношения к творчеству Лавкрафта и последователей эта кружка снимает )

Кстати, история с «открытием новых элементов виргиния и алабамина» - тоже реальная, их якобы «открыл» американский ученый Фред Эллисон в начале тридцатых годов двадцатого века. Впрочем, довольно скоро выяснилось, что вся эта история — чепуха, а Эллисон заслужил сомнительную славу одного из пионеров «патологической науки», как окрестил недобросовестные исследования нобелевский лауреат Ирвинг Ленгмюр.

Но все это лирика, если вам нравятся истории, связанные с Вселенной, полной чудовищ, порожденных темным воображением Говарда Лавкрафта, то рассказ Лейбера — то, что вам нужно )

Ктулху фхтагн!

Читайте также на канале: