Летняя школа, как и Межрегиональная экспедиция школьников России, которую проводит сообщество участников конкурса «Учитель года» при поддержке «Учительской газеты» и Общероссийского Профсоюза образования, дает возможность увидеть места, где мы никогда не были, познакомиться с народами, о которых мало что знали. А так как на школу со всей страны съезжаются участники Всероссийского конкурса «Учитель года», то такая встреча – грандиозный обмен опытом и энергетикой. В этом году летняя школа организована в Северной Осетии благодаря гостеприимству Министерства образования и науки Республики Северная Осетия – Алания, коллег из региона. Вместо школьников, которые обычно учатся в экспедиции (из-за пандемии пока не проводится), учениками школы стали педагоги Северной Осетии.
На фоне гор и облаков
Удивительно богата наша страна разными национальными традициями и обычаями. Ну кто бы в Сибири пригласил к себе 800 человек на свадьбу? Это же целая школа! А в Северной Осетии – в порядке вещей. Обычное дело также поставить невесту в угол на целый день и заглядывать под фату, приговаривая: «До чего ж некрасивая невеста!» Собрать всю улицу и печь осетинские пироги с картошкой, сыром и свекольной ботвой, сопровождая готовку хорошими мыслями и молитвой. Складывать пироги друг на друга на большую тарелку. И не дай бог положить два пирога, а не три! Такое только на поминках одобряется. Резать пироги может исключительно мужчина, и лишь на восемь частей. Брать надо направленный на тебя кусок, именно в нем твое счастье – как в луче солнца.
Солнце в горах Осетии особенное. Выглядывает рано утром, поднимает молочные пары от рек, ручьев, сочных лугов, гонит этот туманный поток по ущельям, образуя облачные реки. Поднимешься повыше по горной тропе – и видишь, как внизу облачная река плещется у твоих ног, растекается и топит сонный лагерь, столовую, мост через Харесидон. А лагерь-то уже не сонный… Нас поднял громкоговоритель Владимира Головнера, руководителя летней школы «Учитель года», учителя химии из Москвы.
Через пару часов и следа не останется от облачной реки, можно выставлять сушиться мокрые от росы кроссовки и загорать! Но загорать в летней школе некогда: расписан весь день по минутам. Мастер-классы, полевые мастерские, занятия, лекции – все, что привезли участники из 28 регионов России в учительском багаже. Я постаралась побывать у всех, несмотря на то что открывшиеся из тумана горы настойчиво звали дотронуться до их снежных шапок, умыться брызгами водопадов и фотографировать, фотографировать…
Однако фотографировать увлеченно работающих людей на фоне туманных гор и водопадов тоже очень приятное занятие, такое сочетание даже интереснее. Первая мастерская, которую я провела, была посвящена портрету на пленэре. Портрет участника летней школы «Учитель года» сделали все мои ученики, используя в качестве фона палатки, листву, траву, горы. Вот тут я и уловила энергетику этих людей: веселых, громкоголосых, азартных, всегда готовых к поддержке товарища. Эта особенность осетинского темперамента вкупе с трогательным соблюдением народных традиций сделала нашу летнюю школу особенной – кавказской.
Осетинское гостеприимство
Мастерские учителей года приобрели кавказский оттенок, который с каждым днем только усиливался и окрашивал все события – квизы, спортивно-интеллектуальные эстафеты, экскурсии, дискуссионные площадки, чемпионат по настольным играм, спартакиаду, даже вечерние посиделки с гитарой. Ну и, конечно, неизменный «Обмен данными» – так называется в летней школе мероприятие, на котором ученики, в нашем случае молодые педагоги Северной Осетии, демонстрируют свои умения. Здесь мы и узнали про организацию осетинской свадьбы, правильное количество пирогов на блюде, научились танцевать осетинский танец, сделали чашу из глины, выжигали, вязали, плели, в общем, старались соответствовать нашим хозяевам и удивительной природе горной Дигории Ирафского района Северной Осетии, где работала летняя школа.
Особого внимания заслуживают законы гостеприимства осетинского народа: бок о бок с нами трудились директор республиканского Института повышения квалификации работников образования Людмила Исакова и ее сотрудники, министр образования и науки Республики Северная Осетия – Алания Элла Алибекова приехала лично поблагодарить каждого участника школы, ну а работники столовой базы «Комы-Арт» потчевали нас аппетитными кушаньями и осетинскими пирогами.
Ледник Таймази, нависавший над учебными шатрами, установленными на солнечной поляне, навевал размышления о важном, глобальном, например о гибких навыках учителя, таких как критическое мышление и эмоциональный интеллект. Об этом была лекция педагога и методиста Елены Пахомовой из когорты людей, стоявших у истоков создания конкурса «Учитель года». И все учителя года говорили о важных для образования, а значит, и для жизни вещах.
Тысяча и одна мудрость
Кирилл Демушов, учитель русского языка и литературы из Москвы, поднял вопрос о значимости каждого человека в государстве, о людях-«винтиках» через работу с текстом «Баллады о гвоздях» Николая Тихонова. Сергей Лямин из Тамбова как историк, человек, который изучает «то, чего нет», выявил динамику исторических ментальностей. Физик Андрей Сёмке из Краснодарского края жизнеутверждающе поставил свою науку в разряд наук о человеке, связав законы оптики с настроением. На его занятии мы пели песню из фильма «Большая перемена»: «Часто простое кажется вздорным, черное – белым, белое – черным». А Наталья Ковтонюк из Курска доказала, что мы зависим от мнения большинства, на известном примере: все убедительно называют черную пирамидку белой, и человек уже не верит себе…
Развивать у себя навыки креативного мышления нас научила Марина Никоарэ, учитель истории из Вологды, разложив это умение на несколько актов, как в театральной пьесе. Екатерина Щербакова, учитель математики из Краснодара, задела за живое, декламируя свои стихи, посвященные пагубной приверженности подростков гаджетам: «Оставляешь за собою поле, поросшее твоим безволием».
Наталья Денисенко из Карачаево-Черкесии устроила настоящий курс выживания для своих учеников, оставив им только спички, топор и веревку, и все это оказалось очень кстати на нашей далекой от цивилизации альпинистской базе. Татьяна Замятина, учитель русского языка и литературы из Сарова (Нижегородская область), заново открыла для меня Рэя Брэдбери и поставила непростой вопрос: кого же мы спасаем, сохранив улыбку Моны Лизы, – себя или человечество? Елена Мякишева, учитель начальных классов из Иркутской области, элегантно научила, как сделать простым одно из самых сложных действий в начальной школе – работу над сочинением-описанием.
Елена Давыдова, учитель географии из Санкт-Петербурга, открылась с новой стороны, когда взяла в руки гитару на музыкальном вечере. Душа запела вместе с ней. Так же как и с Юлией Капалкиной (Карачаево-Черкесская Республика) и Романом Волковым (Рязанская область), которые радовали нас искрометным юмором. Роза Мелекесова, учитель математики и директор школы из Удмуртии, растрогала школьными историями, используя действенную технику сторителлинга. Учитель начальных классов из Тулы Надежда Зюзина покорила осетинских коллег своими пляшущими народными куклами, каждый сделал себе куклу-оберег и отдал тем самым дань русским традициям.
Звездой вечера, посвященного традициям осетин, стала учитель английского языка из Санкт-Петербурга Светлана Малькевич. Она облачилась в осетинский свадебный наряд и прошла через все испытания, выпадающие на долю осетинской невесты (помните, выше я говорила про бдение в углу?). Ну, а в интеллектуальных состязаниях «Что? Где? Когда?» блистал Дмитрий Горшенев. Бывший учитель, теперь преподаватель МГИМО, он щелкал сложные логические задачки как орехи, видимо, любимая философия сыграла свою роль…
Анна Генкель, учитель информатики, представитель Калининграда, доказала, что даже в высокогорном лагере есть возможность заниматься программированием, главное – очень захотеть. Ильдар Хусаинов, учитель географии из Дагестана, предложил начать урок с мотивирующего постера. В самом деле, что может быть лучше чашки кофе (даже если это фото) для начала отличного дня? Секретами урока по ФГОС поделилась Татьяна Усова, учитель истории из Саратова. Экологические задачки с учениками решала, планету от мусора спасала Ольга Зубова, учитель биологии из Ростовской области.
Возможность подумать о социальной справедливости и равенстве, сохранить индивидуальную свободу в погоне за справедливостью, представить цели устойчивого развития ЮНЕСКО дала своим ученикам учитель истории из Ижевска Валерия Балтачева. Надежда Растрепина из Москвы провела урок математики, навеянный пушкинской темой, она назвала занятие «Тригонометрия Ганнибала».
Интересную практическую задачку задала своим ученикам Ирина Фоменко, учитель химии и директор школы из Ставрополья, – вырастить микроорганизмы из почвы горной Дигории и разглядеть их в микроскопе. Эксперимент, длившийся несколько дней, удался! В таких благоприятных условиях выросли не только микроорганизмы, но и естественно-научные компетенции молодых осетинских учителей.
Геннадий Петров из Республики Удмуртия, один из самых умудренных опытом учителей в летней школе, доказал, что физика неотделима от природы – аргументы прозвучали на конструкторском бюро «Бионика». Полевой практикум по ориентированию с помощью компаса провел учитель географии из Омской области Валерий Конышев. Ярославна Печеневская, учитель английского языка из Краснодарского края, научила работать с фоамираном, сделала вместе с осетинскими педагогами отличную фотозону для памятных снимков.
Наши муромские коллеги Наталья Мясникова и Мария Соколова провели психологический практикум для молодых педагогов, научив их доверять друг другу, а Юлия и Людмила Терещенко из Свердловской области обучили моделированию игровых практик, создав краеведческую игру про Владикавказ.
Учитель географии из Сарова Оксана Маляева дала советы по сопровождению индивидуального проекта учеников, а Ирина Маркина, учитель химии из Москвы, обсудила формирование таких важных для современного человека компетенций, как критическое мышление и креативность.
Светлана Коблякова, учитель географии из Москвы, отрабатывала на примере авторской истории современного блогера навыки вдумчивой работы с текстом, а Ольга Захарова, учитель биологии из Владимирской области, исследовала методологию интерпретации текста – герменевтику.
Анжела Пинюкова, учитель химии из Калужской области, привлекла слушателей к работе с географическими информационными системами, а учитель географии из Белгородской области Галина Монакова провела полевое занятие по изучению свойств почвы и описанию почвенных горизонтов в разрезе, причем разрез пришлось делать прямо на месте лопатой. Ее коллега из Губкина, учитель географии и биологии Любовь Булгакова, научила определять степень загрязнения воздуха методом лихеноиндикации (с помощью лишайников). Людмила Бабкина, учитель французского языка из Тулы, перенесла слушателей в Париж и вместе с ними прошлась по Елисейским полям, напевая французскую песенку… с кавказским акцентом, конечно.
Какой он, потрет участника летней школы «Учитель года», созданный в Северной Осетии? Это картина с настроением – в ней отражены радость встреч и слезы расставания, удивления и открытия, готовность делиться опытом и вести за собой, смелость покорения новых вершин, настоящее профессиональное счастье учителя. Спасибо, Кавказ, за это счастье! До новых встреч! До новых вершин!
Надежда КНЯЗНЕВА, учитель начальных классов, учитель года Красноярского края-2013. Фото автора
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».