Найти тему
Мел

Почему стремление к успеху убивает креативность и как развить её у ребёнка

Оглавление

Можно ли научиться придумывать нестандартные идеи и решения? Гениями становятся или рождаются? На эти вопросы ответили спикеры фестиваля-форума «Российская креативная неделя» в рамках секции «Образование в креативных индустриях», куратором которой выступила Группа компаний «Просвещение». А заодно — поделились механиками и лайфхаками, которые помогут развить у ребенка креативное мышление.

Есть такой стереотип: гением надо родиться. Однако в современном мире эта мысль не кажется такой уж бесспорной: сегодня, рассуждая про будущих гениев, говорят скорее о том, что в детях важно воспитывать креативность. Креативность — это навык, способность создавать нечто новое, нестандартное, находить необычное решение исходной проблемы.

Существует ряд мифов о креативном мышлении: с креативным мышлением можно только родиться; креатив — удел избранных, «особенных»; если ты «физик», а не «лирик», креатив — не твоё; креатив не нужен в «серьёзных» профессиях.

Все эти сложившиеся убеждения не имеют ничего общего с реальностью: креативное мышление можно и нужно развивать, и для этого не требуется сверхусилий.

Что помогает развитию креативности

1. Широкий круг общения. В том числе со взрослыми, которые работают в совершенно разных областях и владеют профессиями, отличными от тех, что имеют родители.

2. Окружение как образец для подражания. Речь о взрослых, у которых активная, деятельная позиция. Пускай дети участвуют в дискуссиях, видят разнообразие взглядов, профессий и занятий. Не воспитывайте детей, воспитывайте себя — ведь наше влияние на детей действительно велико.

3. Демократичное воспитание. Оно подразумевает равные отношения между ребенком и взрослым, при которых взрослые относятся к ребенку с достоинством и уважением, а ребенок имеет возможность самостоятельного выбора. Конечно, у родителя есть авторитет — но важно и ребенку давать высказаться, объяснить свою точку зрения. В этом контексте очень важно:

  • слышать мнение ребенка;
  • обсуждать вопросы, а не предлагать готовые решения;
  • давать обратную связь.

4. Свобода эмоционального самовыражения. Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции других людей и свои собственные, навык говорить о том, что чувствуешь, и уметь экологично выражать чувства. Родителям нужно научиться слышать и проговаривать эмоции ребенка — для того чтобы он понимал, что с ним происходит и что он чувствует. Именно эмоции являются одним из инструментов, которые двигают и развивают творческое мышление.

5. Приобщение к самостоятельному труду. Таким образом ребенок учится брать на себя ответственность, производить/придумывать какой-то продукт. У ребенка должна быть некая свобода действий в тех рамках, которые вы ему обозначите, — позвольте ему «играть во взрослость». Варианты могут быть самые разные: помощь маме по дому, ежедневная прогулка с собакой и т. п.

6. Приобщение к творчеству. Пробуя разное в различных кружках или дома, ребенок получает шанс оценить свои силы, примерить на себя разные роли, исследовать свои возможности и, как следствие, найти ту сферу, в которой он сможет успешно развивать свои таланты.

7. Возможность видеть новое, испытывать радость познания. Путешествуйте со своими детьми! Пунктом назначения может быть другая страна — а может быть соседний поселок. Даже если ребенок еще маленький, у него еще не развита когнитивная память и он не сможет сказать вам, какой памятник стоял на площади в городе, он как минимум сможет вспомнить свои эмоции и впечатления от поездки.

8. Положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка. Нередко креатив у ребенка, особенно в раннем возрасте, проявляется в не очень удобном для родителей формате (дети разрисовывают стены, переворачивают стулья и т. п.). Не надо запрещать. Главное — уметь выставлять границы: «В своей комнате твори что хочешь». Важно поощрять творчество: если к вам пришёл ребенок со своим рисунком, на котором изображена кошка, непохожая на кошку, не стоит его поправлять или критиковать. Он художник, он так видит.

-2

Что мешает развитию креативности

1. Ориентация на успех. Эта черта присуща перфекционистам, которые хотят получить сразу качественный, идеальный результат. Однако с первого раза сделать что-то новое на отлично не всегда возможно. Для этого необходимо пройти большой путь, в том числе совершая ошибки, попытки, пробуя варианты.

2. Ориентация на мнение сверстников. Речь идёт о ситуации, когда ребенок боится выглядеть оригинальным, необычным, стесняется самовыражаться.

3. Фиксация на стереотипах половой роли. Предубеждения о том, что мальчики играют в машинки, а девочки играют в куклы.

4. Представление взрослых о креативности как об отклонении от нормы. Таким образом возникает страх столкнуться с неодобрением — ведь очень страшно что-то делать, когда тебя уже один раз за что-то отругали.

5. Запрет на вопросы, ограничение инициативы. В отношениях с ребенком важную роль играют диалог, дискуссии и споры, а также умение признать, что мнение взрослого может быть ошибочным.

6. Жесткое разграничение трудовой и игровой активности ребенка. Именно через игровую деятельность дети познают этот мир, учатся и развиваются. Обучение через игру необходимо.

-3

Кто такой «действующий человек»

Понятие «креатив» напрямую связано с понятием «деятельность», ведь английское прилагательное creative переводится в том числе как «созидательный, творческий». С самого детства в ребенке важно воспитывать привычку к деятельности, иными словами — формировать из него «человека действующего».

Важная особенность такого человека — наличие «креативной уверенности», то есть веры в свои силы, подкрепленной позитивным опытом из прошлого. В результате из ребенка получится успешная креативная личность, человек, который:

  • осознает свое предназначение и может самому себе сказать: «Я знаю, как меня видят другие, что у меня получается, в чем мои сильные стороны»;
  • не видит проблемы в самоопределении: »Я знаю, чем и кому я могу помочь, в какой профессии могу быть полезен»;
  • умеет ставить цели и достигать их: «Я знаю, что делать».

Разве не такими мы хотели бы видеть своих детей, когда они станут взрослыми и в свою очередь будут воспитывать следующее поколение?

Модератором дискуссии выступил президент Клуба арт-директоров России ADCR Александр Алексеев.

Спикеры:

  • Елизавета Кузьмина, руководитель методологической лаборатории ИКРА
  • Мария Сташенко, директор АНО «Центр дизайн-мышления» в Москве
  • Мария Шаталова, детский семейный психолог

Группа компаний «Просвещение» выступает на «Российской креативной неделе» в роли организатора секции «Образование» уже третий год. За это время гости узнали много нового о том, как развить в себе критическое мышление и эмоциональный интеллект, какие существуют практики развития креативного мышления, а также о невероятных тайнах, которые скрывает наш мозг.

Материал подготовила Ольга Овсянникова. Иллюстрации: Bibadash / Shutterstock / Fotodom