Помните фильм "Завтрак у Тиффани" - шедевр мирового кино, замечательный, тонкий, потрясающий фильм, снятый по повести американского писателя Трумена Капоте. В этом фильме сыграла потрясающая, великолепная Одри Хепберн. Вы спросите, причем тут Одри Хепберн, когда речь в этой статье о Мэрилин Монро?! А все очень просто. Ну об этом чуть позже.
4-го августа 1962-го года не стало одной из самых известных мировых актрис и звезд мирового кино, голливудских звезд - Мэрилин Монро. Ее слава, ее образ проник во все самые удаленные уголки мира. Её копировали, ей подражали. А 4-го августа 1962-го года её нашли мертвой в её доме и всё это породило массу слухов, домыслов. И скорее всего правды мы не узнаем.
36-летней женщины, по имени Норма Джин, взявшей потом всем известный псевдоним, не стало. Вдумайтесь - всего лишь 36 лет. Это так мало! Жить и жить, долго и счастливо жить...
Многие скривятся при упоминании Мэрилин Монро - что она за актриса, да кто она такая... Много раз я слышал подобные замечания, ухмылки, издевки. А ведь и правда, если посмотреть на Норму Джин (Мэрилин Монро), то ничего особенного в ней и нет. А заметьте, что так всегда бывает. Вот Андрей Миронов. Сейчас многое уже забыто, а ведь сколько злопыхательства он видел. Сейчас - Миронов великий артист. А тогда говорили, что он уже не тот, что его слишком много и т.д. и т.п. Но, заметьте, что другого Миронова не появилось, и другой Мэрилин Монро тоже не появилось. А ведь, по мнению, некоторых, не велика история - перекрасься в блондинку и вперед. Увы, но не все так просто. Только кажется, что какая-то Мэрилин Монро ничего из себя не представляет, и просто пустяк. Но есть харизма, есть человеческое естество, душа, энергетика, пережитое - это уникальное и никогда не повторяется. Вот было начало 1950-х годов и появилась такая Норма Джин, ставшая Мэрилин Монро, и повторить подобное невозможно. Она стала - явлением, стала символом, стала одной из самых известных женщин в мире и остается ею до сих пор.
Как-то, друг Мэрилин Монро, писатель Трумен Капоте познакомил Мэрилин с известной актрисой Констанцией Коллиер. Это было начало 1950-х годов. Констанция Коллиер уже плохо видела, и не смотрела кино, ей было уже за семьдесят. Поначалу она прохладно отнеслась к Монро, но потом сказала Капоте следующее, и это очень примечательные слова, мудрого, пожилого человека, и очень говорящие слова.
"Она прекрасное дитя. Не в прямом смысле — это слишком очевидно. По-моему, она вообще не актриса в традиционном смысле. То, что у нее есть — эта эманация, свечение, мерцающий ум, — никогда не проявится на сцене. Это так хрупко, нежно, что уловить может только камера. Как колибри в полете: только камера может ее запечатлеть. А если кто думает, что эта девочка — просто еще одна Джин Харлоу, он сумасшедший. Кстати, о сумасшествии — над этим мы сейчас и трудимся: Офелия. Кое-кто, наверное, посмеется над этой идеей, но на самом деле она может быть изысканнейшей Офелией. На прошлой неделе я говорила с Гретой и рассказала о Мэрилин — Офелии, и Грета сказала: да, она может в это поверить, потому что видела два фильма с ней, очень плохие и пошлые, но почувствовала возможности Мэрилин. И у Греты есть забавная идея. Ты знаешь, что она хочет сделать кино по "Дориану Грею"? И сама сыграть Дориана. А Мэрилин может сыграть одну из девушек, соблазненных и погубленных Дорианом. Конечно, Грета — великолепная актриса, актриса безупречной техники. А это прекрасное дитя понятия не имеет ни о дисциплине, ни о самоограничении. Почему-то мне кажется, что она не доживет до старости. Грех говорить, у меня такое предчувствие, что она уйдет молодой. Я надеюсь — просто молюсь об этом, — чтобы она пожила подольше и высвободила свой странный и милый талант, который бродит в ней, как заточённый дух".
Источник Грета - Грета Гарбо.
В Америке подсчитывают сколько та или иная, уже умершая, знаменитая звезда приносит дохода каждый год после смерти. Это и сувениры, и музеи, и видео, музыка. И оказывается, что Элвис Пресли или Майл Джексон и после смерти зарабатывают, правда уже для других людей, миллионы. Зарабатывает и Мэрилин Монро. Её образ давно растиражирован и используется в рекламе, в кино, продаются фильмы с её участием, альбомы спетых ею песен. И получается странная вещь, что прожив всего 36 лет земной жизни, и уйдя далеко-далеко - она живёт и сейчас и возможно, что после смерти её имя, её образ стали ещё более популярными и известными, чем при жизни. Так бывает.
А вот ещё. Я часто думаю, что многие известные люди, по сути, очень несчастные. Многие на них смотрят и думают, что у них все хорошо: машина, дом, деньги. Кажется, что это всё что нужно для счастья. Да и сами звёзды, обычно выходя из нищеты, как и сама Мэрилин Монро, поначалу стремятся именно к этому - известности, славе, деньгам. Когда у тебя нет денег, а Мэрилин Монро вообще одно время жила в сиротском доме, то их хочется и кажется, что успех в этом и состоит. А когда ты достигаешь этой славы и известности, то понимаешь, что на самом деле и не в этом счастье. Наверное, и Мэрилин Монро это поняла - и из-за этого и проблемы с алкоголем, и нервные срывы. Мэрилин не знала своего отца, и часто в детстве вообще была лишней в тех семьях, где росла. Поэтому, наверное, ей так хотелось прислониться, опереться на какого-то настоящего мужчину, и наверное она такого и искала - умного, чуткого, достойного. А для мужчин, она была прежде всего известной актрисой, знакомством с которой, а уж тем более тесными отношениями с которой можно козырять где угодно.
В 1956-м году Мэрилин Монро, как казалось, нашла того, кого искала - чуткого и умного. Она вышла замуж за драматурга Артура Миллера. Их брак продолжался пять лет. За эти годы у нее было две беременности и два выкидыша. А это ужасно для каждой женщины. Артур Миллер видел в Мэрилин Монро не только блондинку, но и умную, талантливую актрису и написал для нее сценарий фильма "Неприкаянные". В фильме вместе с Мэрилин Монро участвовали и такие известные киноактеры, как Кларк Гейбл и Монтгомери Клифт. К моменту съемок отношения Мэрилин с Артуром Миллером разладились, их брак распадался. Стоит напомнить скандальные отношения Монро с Ивом Монтаном. Правда это или нет, но пресса тех лет об этом писала. Мэрилин спасалась в алкоголе и наркотиках. Вполне обычным было, когда она вообще не приезжала на съемки или опаздывала на часы. Съемки прерывались на недели, пока она лежала в больнице после передозировки наркотиков.
Но фильм надо было доснять, были вложены миллионы долларов и съемочная группа дожидалась звезду, так как без нее доделать фильм было нельзя. К тому же фильм снимался в Неваде при жаре в 38 градусов, на солнцепеке. Возможно, что именно такие съемки и привели к остановке сердца у Кларка Гейбла, который умер сразу после окончания съемок 16-го ноября 1960-го года.
Режиссер фильма Джон Хьюстон, через двадцать лет вспоминал, что он был «абсолютно уверен, что Мэрилин Монро обречена. Почти каждый день передо мной были доказательства этого. Она была неспособна спасти себя или быть спасенной кем-либо еще. И это иногда сказывалось на ее работе. Нам пришлось остановить съёмки, пока она лежала в больнице две недели из-за очередной передозировки».
За время съемок фильма Мэрилин Монро лежала в больнице несколько раз, в том числе, лечась от депрессии. К своим тридцати с небольшим годам ее организм был уже полностью расшатанным. Она горела как свечка, и не сама не могла спастись, ни кто-то другой не мог ее спасти. И режиссер фильма был полностью прав, говоря, что она обречена.
Если корабль тонет, то утопающие должны спасаться сами. Никто в мире кино не хотел уже рисковать, связываясь с Мэрилин Монро. Стоит упомянуть фильм "В джазе только девушки", один из самых известных американских фильмов того времени в нашей стране. Съемки этого фильма тоже были связаны со всеми описанными сложностями, возникавшими из-за Монро. Мы смотрим эту комедию и отдыхаем, но с трудом можно себе представить то, что творилось во время съемок.
31-го января 1961-го года в городе Рено, штат Невада, состоялась премьера фильма "Неприкаянные". На премьере присутствовала Мэрилин Монро и Монтгомери Клифт. Кларка Гейбла не стало за два месяца до премьеры. А что было после премьеры? Что было с 31-го января 1961-го года по 4-е августа 1962-го. Это более чем полтора года.
А ничего! Съемки фильмов - никаких съемок. И тут мы возвращаемся к упомянутому фильму "Завтрак у Тиффани". Этот фильм вышел в прокат в конце 1961-го года, а сама повесть Трумена Капоте была написана за несколько лет до этого. Трумен Капоте хорошо знал Мэрилин Монро, и возможно, что свою героиню - Холли Голайтли он писал именно с нее. Вообще, когда встал вопрос о съемках "Завтрак у Тиффани", то Капоте очень хотел, чтобы снималась именно Мэрилин Монро. Если вы знаете этот фильм, то просто представьте себе в этой роли именно Мэрилин Монро. Если бы эта роль досталась Монро, и фильм бы закончили, то этот фильм стал бы одним из лучших фильмов, так как именно Монро подходит для этой роли, пропитана этой ролью. Ей бы вообще ничего бы не пришлось играть - просто жить свой жизнью в этом фильме.
Вот небольшой отрывок. Это 1955-й год. И эту запись сделал Трумен Капоте. В Нью-Йорке отпевали в церкви актрису Констанцию Коллиер, с которой была знакома Монро. Капоте ждал Мэрилин в церкви, она опаздывала. Прошло отпевание. Затем вдвоем они пошли в кафе, выпили, и вот что было потом. И весь этот отрывок, вся эта история, записанная Капоте - это практически копия той героини, которую он писал в своем "Завтраке у Тиффани".
МЭРИЛИН: Надеюсь, у тебя остались деньги?
ТРУМЕН КАПОТЕ: Смотря для чего. На жемчуг не хватит, если ты ждала такой компенсации.
МЭРИЛИН (посмеиваясь — снова в хорошем настроении. Я решил больше не поминать Артура Миллера): Нет. Только на хорошую поездку в такси.
ТРУМЕН КАПОТЕ: Куда мы едем — в Голливуд?
МЭРИЛИН: Да нет. В одно мое любимое место. Узнаешь, когда приедем.
(Долго мне гадать не пришлось: мы остановили такси, и, услышав, как она попросила шофера отвезти нас к пирсу на Саут-стрит, подумал: не оттуда ли ходит паром на Стейтен-Айленд? А следующим моим предположением было: она наглоталась таблеток после шампанского и теперь не в себе.)
ТРУМЕН КАПОТЕ: Надеюсь, мы никуда не поплывем. Я не захватил таблеток от укачивания.
МЭРИЛИН (радостно хихикая): Просто на пирс.
ТРУМЕН КАПОТЕ: Можно спросить зачем?
МЭРИЛИН: Мне там нравится. Пахнет заграницей и можно кормить чаек.
ТРУМЕН КАПОТЕ: Чем? Тебе их нечем кормить.
МЭРИЛИН: Есть чем. У меня сумка полна печений с гаданиями. Свистнула в ресторане.
ТРУМЕН КАПОТЕ (поддразнивая): Пока ты была в уборной, я одно разломил. На бумажке была грязная шутка.
МЭРИЛИН: Ох ты. Китайские печенья с похабщиной?
ТРУМЕН КАПОТЕ: Уверен, чайки не побрезгуют.
(Наш путь пролегал через Бауэри. Крохотные ломбарды, пункты сдачи крови, общежития с койками по пятьдесят центов, маленькие угрюмые гостиницы по доллару за ночь, бары для белых и бары для черных и всюду бродяги, бродяги — молодые, немолодые, старые, сидящие на корточках вдоль бордюров, среди битого стекла и вонючего мусора, бродяги, прислонившиеся к дверным косякам, толпящиеся на углах, как пингвины. Раз, когда мы остановились на красный свет, к нам шаткой походкой приблизилось пугало с фиолетовым носом и трясущимися руками и стало протирать мокрой тряпкой ветровое стекло. Наш возмущенный водитель облаял его по-итальянски.)
МЭРИЛИН: Что такое? Что происходит?
ТРУМЕН КАПОТЕ: Хочет денег за протирку стекла.
МЭРИЛИН (загородив лицо сумочкой): Какой ужас! Не могу это видеть! Дай ему что-нибудь. Скорее. Пожалуйста.
(Но такси уже рвануло с места, чуть не сбив старого пьяницу. Мэрилин плакала.)
Меня тошнит.
ТРУМЕН КАПОТЕ: Хочешь домой?
МЭРИЛИН: Все испорчено.
ТРУМЕН КАПОТЕ: Я отвезу тебя домой.
МЭРИЛИН: Подожди минуту. Я успокоюсь.
(Тем временем мы выехали на Саут-стрит, и в самом деле — паром у причала, панорама Бруклина за рекой, белые чайки, реющие на фоне морского неба, усеянного пушистыми, тонкими, как кружево, облаками, — зрелище это быстро успокоило ее.
Мы вылезли из такси и увидели мужчину с чау-чау на поводке. Он направлялся к парому, и, когда мы проходили мимо, моя спутница остановилась и погладила собаку по голове.)
МУЖЧИНА (дружелюбно, но твердо): Не надо трогать незнакомых собак. Особенно чау. Они могут укусить.
МЭРИЛИН: Собаки меня никогда не кусают. Только люди. Как ее зовут?
МУЖЧИНА: Фу Манджу.
МЭРИЛИН (со смешком): А, как в кино. Мило.
МУЖЧИНА. А вас?
МЭРИЛИН: Меня? Мэрилин.
МУЖЧИНА. Я так и подумал. Жена ни за что мне не поверит. Можно попросить у вас автограф?
(Он достал ручку и визитную карточку; положив ее на сумку, она написала: «Благослови Вас Бог — Мэрилин Монро».)
МЭРИЛИН: Спасибо.
МУЖЧИНА. Вам спасибо. Представляете, я покажу его в конторе?
МЭРИЛИН: Я тоже брала автографы. И сейчас иногда прошу. В прошлом году у Чейзена недалеко от меня сидел Кларк Гейбл, и я попросила подписать мне салфетку.
(Она прислонилась к причальной тумбе, и я смотрел на ее профиль. Галатея, созерцающая неосвоенный мир. Ветерок взбил ей волосы, и голова ее повернулась ко мне с бесплотной легкостью, словно от дуновения ветра.)
ТРУМЕН КАПОТЕ: Так мы будем кормить птиц? Я тоже проголодался. Уже поздно, а мы не обедали.
МЭРИЛИН: Помнишь мой вопрос: если бы тебя спросили, какая Мэрилин Монро на самом деле, что бы ты ответил? (Тон ее был шутливый, поддразнивающий, но вместе с тем серьезный: она ждала честного ответа.) Наверняка скажешь, что я халда. Банан с мороженым.
ТРУМЕН КАПОТЕ: Конечно, но еще скажу...
(Свет гас. И она будто бледнела вместе с ним, сливалась с небом и облаками, исчезала в пространстве. Я хотел перекричать чаек, окликнуть ее: Мэрилин! Мэрилин, почему все должно было получиться так, как получилось? Почему жизнь должна быть такой сволочью?)
ТРУМЕН КАПОТЕ: Я скажу...
МЭРИЛИН: Я тебя не слышу.
ТРУМЕН КАПОТЕ: Я скажу, что ты прекрасное дитя.
Прочитать полностью этот рассказ Трумена Капоте можно по ссылке.
В конце 1960-го года закончились съемки фильма "Неприкаянные" и Мэрилин Монро вполне смогла бы сыграть роль Холли Голайтли. Съемки "Завтрака у Тиффани" начались в октябре 1960-го года. Но, мир кино достаточно узок, и все уже были наслышаны о том, как Мэрилин Монро снимается и что из этого получается, тем более, шли съемки фильма "Неприкаянные", Монро разводилась с Артуром Миллером, лежала в больницах, пила, опаздывала, срывала съемки. Никто не хотел рисковать и Трумена Капоте просто поставили перед фактом, что либо фильм будет сниматься, либо... и в результате роль исполнила трудолюбивая и дисциплинированная Одри Хепберн. Мы потеряли прекрасное исполнение этой роли в лице Мерилин Монро, но приобрели другое прекрасное исполнение в лице Одри Хепберн но это уже стало несколько иным фильмом, чем могло бы быть. А услышать бы в исполнении Мэрилин Монро "Лунную реку" из этого фильма...
В нашем кино тоже были такие истории, когда автор писал и планировал одного актера, а снимался другой и мы теряли прекрасное исполнение, но приобретали другое исполнение. В фильме "Ещё раз про любовь..." Эдвард Радзинский очень хотел, чтобы снялись Владимир Высоцкий и Татьяна Доронина. Но здесь уже вмешались чиновники, которые не хотели видеть в таком фильме Высоцкого. С Высоцким бы такой фильм не стали бы снимать. А представьте себе как бы это замечательно получилось. Ведь это была роль именно для Высоцкого - на его харизму, на его характер. И иногда очень обидно, что такие задумки не получились.
В 1961-м году Монро нигде не снимается. Пустота. Идут съемки "Завтрака у Тиффани", но без неё. А у Мэрилин только проблемы - операция на желчном пузыре, она сильно худеет на десять килограмм. И только весной 1962-го года, в конце апреля, начинаются съемки ее нового фильма под названием Something's Got to Give (Что-то должно случиться). За 32 съемочных дня Мэрилин появляется на съемочной площадке только 12 раз и группа успевает снять только семь минут экранного времени с ней. Остальные съемки проходят без нее.
Этот период времени примечателен ещё тем, что 19-го мая Мэрилин Монро появляется в Нью-Йорке в Мэдисон-сквер-гарден, где отмечается день рождения президента США Джона Кеннеди. Там она поёт со сцены свои знаменитые "С днем рождения, мистер Президент".
После, Мэрилин возвращается в Лос-Анджелес, где продолжаются съемки нового фильма. 1-го июня она выходит на съемочную площадку последний раз в жизни. Это ее день рождения. 4-го июня Монро ссылаясь на высокую температуру отказывается сниматься. Режиссер и студия, которые боялись срыва графика и потери больших денег, принимают решения о замене Мэрилин Монро на другую актрису. Но за Мэрилин вступается её партнер по фильму Дин Мартин и в результате студия меняет режиссера на другого по настоянию Монро и съемки планируется возобновить в октябре 1962-го года. С Монро заключают контракт на два фильма, за каждый из которых она должна получить по пятьсот тысяч долларов.
Этот фильм остался неоконченным. Это были последние съемки Мэрилин Монро. Фильм потом переделали и досняли, но уже с Дорис Дэй. Последние годы жизни Мэрилин Монро - это постоянные срывы, болезни, проблемы, наркотики и алкоголь. И как мы видим, ни один человек, а много людей замечали, что она идет по наклонной плоскости в пропасть. Можно ли было ее спасти?! Можно ли было её уберечь. Видимо, нет. Её жизнь, это как жизнь мотылька, который летит на огонь. Можно ли её нам осуждать!? Думаю, что нет, так как многим просто не понять тех чувств, переживаний, которые испытывала Мэрилин. Чтобы её понять - надо быть такой как она, пережить всё то, что она пережила. Старая актриса назвала Мэрилин - колибри в полете. Наверное именно так - мотылек, колибри. Она промелькнула перед нами, оставив этот след, эти фильмы, свой образ. 60 лет без Мэрилин Монро и 60 лет с Мэрилин Монро, и уже навсегда с ней, так как её образ, её жизнь, её история это уже часть нашей общей мировой культуры и истории.
Дмитрий Ластов
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!