Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлый раз мы добрались до 14 главы Евангелия от Матфея.
В пятнадцатой главе Иисус выступает за то, чтобы есть грязными руками. Началось все с того, что к нему пришли книжники и фарисеи и спросили:
“зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб” [Матф. 15:2].
Вот вы моете руке перед едой? А не надо, кушайте грязными, потому что
“не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека” [Матф. 15:11].
Теперь вы понимаете, почему в Средневековой Европе была такая антисанитария? Они ж буквально понимали слова Христа, как он и говорил:
“есть неумытыми руками — не оскверняет человека” [Матф. 15:20].
Между прочим здесь Иисус говорит книжникам и фарисеям:
“Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрёт»” [Матф. 15:4].
и называет лицемерами, тех кто не исполняет эту заповедь. Подождите, ведь буквально пять глав назад он же говорил:
“враги человеку — домашние его” [Матф. 10:36].
Как так?
Дальше Иисус отправился в
“страны Тирские и Сидонские” [Матф. 15:21],
а за ним шла
“женщина Хананеянка” [Матф. 15:22]
и просила исцелить бесноватую дочь. Сначала Спаситель ее игнорировал, но когда подступили ученики, недовольные криками женщины, он ответил:
“Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” [Матф. 15:24].
Обращаю ваше внимание: не ко всем подряд народам, и даже, не к родственным семитским, происходящим от внука Ноя - Ханаана.
Женщина, вероятно, не знавшая другого способа помочь своему ребенку и, наверное, испробовавшая все возможные варианты, просила снова, и Христос ответил:
“Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам” [Матф. 15:26].
Как логично следует из цитаты, дети - это погибшие овцы дома Израилева, а псы - все остальные.
Но несчастная мать все же нашла лазейку:
“Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их” [Матф. 15:27].
Иисус восхитился ее верой и исцелил девочку:
“Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час” [Матф. 15:28].
Наверное, опираясь на эту историю можно сказать, что Христос жестокосерден и равнодушен. Однако, станете ли вы кормить чужих детей, если свои голодные? Станете ли одевать чужих, если свои “голые-босые”? В этом рассказе важнее, что погибшие овцы дома Израилева для Спасителя - свои, а все остальные - чужие.
В завершении главы Иисус снова совершает чудо с едой и кормит семью хлебами и несколькими рыбками
“четыре тысячи человек, кроме женщин и детей” [Матф. 15:38].
Ну, вы уже знаете, женщины и дети - не люди.
На это сделаем паузу. Продолжение в следующей публикации.
Послушать библейскую книгу и поразмышлять, для этого хорошо подходят аудиокниги. Вот, к примеру, Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, на Литрес.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь