Найти тему

Мягкое образование

Тина Канделаки @tikandelaki поговорила с одним человеком, но выводы сделала очень системные. Темой были отношения России и Грузии. А вот куда вырулил разговор:

«Если грузинские студенты получат гранты, если они приедут сюда в Москву в составе 5–10 тысяч молодых человек, получат российское образование, то абсолютно очевидно, что все эти люди, приехав в Грузию, вполне возможно, сделают её одним из самых главных союзников России.
Этот же разговор касается Армении, этот же разговор касается Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана — любой бывшей советской республики. Мы эти республики потеряли тогда, когда перестали инвестировать в образование, когда разорвали социокультурные связи, когда Россия сама по себе перестала быть центром для самых умных, сильных, талантливых, молодых, развитых, желающих сделать феноменальную карьеру людей».
Здесь стоит внести пару акцентов. Чтобы грузинские студенты ехали в массовом порядке именно в Россию (думаю, это имеется в виду, а не исключительно столица), они должны захотеть это сделать. Сейчас есть система квот для поступления в российские вузы, которой пользуются, в том числе, молодые жители Грузии, Азербайджана и постсоветских стран Средней Азии.
Учить всех и забесплатно – будет тяжело бюджету и несправедливо по отношению к собственным выпускникам школ и студентам. Да и проблема не в том, что Россия вдруг стала какой-то не очень привлекательной страной – к нам действительно ехали и продолжают ехать. Нужно задуматься о другом – как сделать так, чтобы иностранные студенты, отучившись в России, возвращались к себе на Родину.
Хорошая иллюстрация – зайти в пару московских поликлиник. И по особенностям фамилий на дверях кабинетах мы поймем, что далеко не все иностранные студенты, отучившись в РФ, возвращаются к себе домой. Да, в общем-то, Россия и не особенно заинтересована отпускать таланты – уже есть программы упрощенного предоставления ВНЖ и гражданства. Нам самим нужны мотивированные квалифицированные кадры.
Можно порассуждать о различных составных программах, о целевом обучении и многом другом – но студенты всегда голосуют ногами. Грубо говоря, та же Грузия, Таджикистан, Киргизия – все они, по сути, живут в ситуации «утечки мозгов». И здесь да – Россия является центром притяжения.
Однако, в чем точно нужно согласиться с Тиной Канделаки – образование действительно является важнейшим инструментом «мягкой силы», а сейчас – в эпоху санкционной войны – нам надо особые усилия прилагать к тому, чтобы экспорт российского высшего образования не упал до нуля.
Именно через механизмы мягкой силы в совокупности будет выстроено единое культурно-цивилизационное пространство Русского мира (не по языку или этничности, а по мировоззрению и духовно-нравственным ценностям). Россия уже потерпела на постсоветском пространстве достаточно поражений. Пора вплотную заняться перезагрузкой системы подготовки экспертов, стимулировать работу с обществом и элитами, вообще включаться через образование и науку в элитогенез дружественных нам сопредельных стран.

Подробнее: https://t.me/tikandelaki/12837

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/26620