Любовь к закатам ей передал дедушка. Почти каждый вечер они выходили вместе на дорогу и шли к самому краю деревни, туда, где крыши домов уже не заслоняли небо.
Замирали на месте, маленькая доверчивая ладошка в большой натруженной морщинистой руке, две пары глаз наблюдали как солнце катится за горизонт. Один закат на двоих. Несколько минут вместе.
Оранжевые блики светились в голубых, ярких не по возрасту глазах деда. Словно в них отражался весь уходящий день.
Иногда он рассказывал разные народные приметы. Вот яркое красное небо - завтра день будет тёплый (если на дворе было лето). Вот резкие цветные полосы - быть сильному ветру. А сегодня солнце еле-еле приглядывает сквозь облака, похоже завтра случится дождь.
Совсем малышка Лиза старалась все запомнить слово в слово, чтоб в следующий раз удивить любимого деда своими знаниями.
Смешное коверкая слова серьезно вещала «класное небо, деда, ялкое и класное, без повосок и лазводов, завтла будет холоший день». Буква «р» вообще долго не получалась. Дед единственный, кто не ругался и постоянно не поправлял. Смеялся и говорил, что она почти как француженка. Маленькая Лиза не знала, кто это, но звучало очень красиво.
Был у них с дедом свой секрет. От всего мира и, прежде всего, от строгой бабушки.
Раз в неделю они шли вместе в маленький сельский магазин и покупали кулёк ирисок «кис-кис», больших, квадратных, в ярких фантиках.
Ириски дед прятал в своём кабинете (так он назвал кладовку, где хранил инструменты, лампочки и прочие нужные вещи). В кабинет Лизе вход был заказан.
Каждый вечер дед выдавал малышке одну, две, а иногда даже три ириски, в зависимости от поведения. Их нужно было растянуть до следующего вечера, что было почти невозможно. Как не съесть такую вкусноту сразу? Тем более, что ириска чаще всего была одна. Хорошее поведение на две и три ириски давалось Лизе с огромным трудом, ведь для этого нужно было съесть всю кашу за завтраком, не драться с соседскими мальчишками и не таскать домой кошек, а также тритонов, головастиков и симпатичных жучков. И ещё много всего нужно было, но первые три пункта были совершенно невыполнимыми.
Деда не стало рано. Лизе не было семи. Он прошёл войну и не привык жаловаться по мелочам. Но тут уже третий день держался за бок, много лежал и был непривычно молчалив. Бабушка решила, что нужно срочно ехать в больницу. Дед почему-то не стал сопротивляться и позволил вызвать скорую.
Перед отъездом он принёс из кабинета жестяную коробку. Подозвал Лизу. В коробке оказались медали и ордена. Много. Почти полная.
-Деда, это все твои? С войны?
-Да, кнопка, мои. Дедушка пять лет на фронте сапоги топтал, видишь сколько в благодарность всего надавали. Ты выбери себе один, какой нравится, подарок тебе будет. На память …
Лиза сразу ухватила большую красную звезду, яркую, красивую словно праздник.
-Можно эту?
-Можно. Твоя теперь. Только береги ее, она деду твоему очень нелегко досталась.
Малышка зажала звезду в ладошке.
-Спасибо, деда. Ты самый- самый лучший. Ты скоро поправишься? Будем опять закаты смотреть ходить.
-Скоро, кнопка. Туда и обратно. Старая рана беспокоит. Подлатают деда и сразу домой.
Домой дед больше не вернулся. На похоронах Лизу держала за руку соседка, не давая подходить к гробу. Они стояли поодаль и почти ничего было не видно. Малышка держала в кармане руку, там лежала тяжёлая, бережно обёрнутая носовым платком красная звезда. Она была холодной и колючей.
Прошло много лет. Память стирает острые углы. Лиза почти забыла смех и голос, и все реже вспоминала совместные с дедом вылазки в поля и леса. Жизнь идёт своим чередом, в ней не так много места воспоминаниям.
Только закаты вызывали в ней какие-то смешанные чувства. Хотелось замереть и не шевелится, пока солнце не упадёт за горизонт, забрав с собой дневной свет и тепло.
Сегодня Лиза приехала в деревню. Она не была здесь пару лет. Бабушка попросила забрать кое-какие вещи. Зашла в дом и со всех сторон ее обступили воспоминания. Тёплые, домашние, родные.
Вот дед смеётся над тем, как она вся облилась водой из ведра. Вот они мастерят дудочку из стебля ревеня. Вот солят карасиков, натягивая верёвку с ними через всю избу. Вот принесли в дом соседского котёнка и кормят его молоком, пока бабушка не видит.
Она перебирала вещи. В каждой была часть детства. Вот ее маленькая курточка. Она сунула руку в карман. Что это? В кармашке в носовом платке лежала красная звезда, как и раньше прекрасная и праздничная.
Не может быть. Когда родители забирали ее в город, она все углы обыскала, ревела, но найти так и не смогла подарок деда. А звезда как ни в чем не бывало лежала в кармане.
Лиза стояла на дороге на краю деревни, там, где крыши домов уже не заслоняют небо, сжимая в ладони орден. Солнце медленно катилось по небосводу, ярким тёплым светом раскрашивая поле и лес.
И вдруг Лиза почувствовала каждой клеточкой тела, что дедушка, как прежде, стоит рядом и держит ее за руку.
-Деда, как хорошо, что я приехала …
Оранжевое солнце отражалось в ее голубых, ярких как у деда, глазах.