Найти тему
На берегах Терека

ПРОВАЛ ЭКСПЕДИЦИИ К АУЛУ ДАРГО И ВЫНУЖДЕННОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛА П.Х.ГРАББЕ ИЗ ЛЕСОВ ИЧКЕРИИ 2 ИЮНЯ 1842 ГОДА

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Получив неутешительные сведения о количестве погибших и раненных военнослужащих в ночь на 2 июня, командующий “Чеченским отрядом” генерал П.Х.Граббе, не достигнув даже ближайших крупных ичкеринских селений Белгатой, Гурдали и др. приказал возвращаться обратно на равнину той же дорогой. Пользуясь тем, что часть горских партий разошлась на ночлег по ближайшим аулам и хуторам, подразделения правительственных войск стали избавляться от излишних тяжестей, сбросив их с горной кручи и строиться в боевые порядке перед выходом из временного лагеря. Непредвиденное отступление правительственных войск превратилось в одно непрекращающееся сражение, в котором горцы беспрерывно атаковали арьергард уходящей колонны и не плотные боковые цепи прикрытия, стремясь прорваться в центр гигантского пехотного каре. Ужасная резня развернулась в густых зарослях ичкеринского леса, горцы наседали с такой яростью, пуская в ход холодное оружие, что сумели захватить 6 пушек, перебив почти всю артиллерийскую обслугу.

Гонка. Ф.Рубо
Гонка. Ф.Рубо

Миновав уже один из самых опасных участков дороги, но узнав о потери части орудий, передовые подразделения экспедиционных сил остановились. Несколько батальонов пехоты возвратились в только что пройденные вековые дебри и стремительно атаковали горцев, осматривавших доставшиеся им дорогие трофеи. Одним из первых верхом на коне, с несколькими солдатами до пушек пробился подполковник Гам, тут же зарубленный чеченцами прямо на бронзовом стволе отбитого орудия. Вскоре с 2 батальонами добежал до места набиравшего силу побоища подполковник Виттерт, а вслед за ним подоспел командир 3-го батальона Кабардинского полка подполковник Константин Семёнович Траскин, которые общими усилиями сумели в рукопашной  схватке отбить потерянные пушки. Храбрый офицер, не раз отличившейся в предыдущих сражениях находился впереди вместе со своими егерями, получил несколько смертельных ранений, но был вынесен с поля боя своими подчиненными.

Сражение с горцами. М.Ю.Лермонтов
Сражение с горцами. М.Ю.Лермонтов

Позже в подразделениях Отдельного Кавказского корпуса поговаривали, что, будучи еще в сознании, он перед смертью в лицо обвинил в поражении прославленных кавказских пехотных полков генерала П.Х.Граббе. А пока, что его тело сослуживцы захоронили в первом подходящем месте, наспех уничтожив следы свежего погребения. Предпринятые меры предосторожности не помогли, да и не могли оказаться действенными в сложившейся обстановке. (В воспоминаниях поручика М.Ю.Лермонтова есть упоминание, как над подгребением погибшего товарища, долгое время жгли огромный костер). Чеченцы разыскали труп, который со временем передали брату покойного, занимавшего должность начальника штаба войск на Кавказской линии и Черномории полковнику А.С.Траскину за 200 рублей серебром. Сумму достаточно солидную по тем временам, особенно для чеченцев, выплачивавших ежегодно в казну имамате, в качестве налогов не более 2 рублей серебром в год.

К.С.Траскин
К.С.Траскин

Еще раньше погиб командир 1-го батальона Кабардинского полка подполковник Островский, а командир 2-го батальона майор Шуляковский получил серьезное ранение и надолго выбыл из строя. Аналогичное положение наблюдалось и в остальных подразделениях “Чеченского отряда”, в которых стал сказываться уже острый недостаток в офицерах. Горцы намеренно отстреливали младших командиров, в результате отдельные подразделения, не имея должного руководства пришли в полное расстройство. Во многом положение спас полковник В.М.Козловский, вовремя подоспевший с 2 свежими ротами 4-го батальона Кабардинского полка в хвост отходящей колонны правительственных войск. Своевременно оказанная помощь позволила измотанным егерям взять кратковременную паузу, во время которой пехотные роты 1-го и 2-го батальонов отошли, пополнили боезапас и перегруппировались. Совместными усилиями нескольких батальонов удалось вытащить 5 пушек, однако одно орудие из-за серьезной поломки лафета пришлось оставить в руках горцев. Выбивших из строя канониров, в основном заменили оставшиеся в живых офицеры из других подразделений, которые беспрерывно осыпали картечными зарядами ближайшие лесные заросли. Тем самым сдерживался наступательный порыв горских партий, ободренных не виданным ранее успехом, пытавшихся беспрерывно атаковать отступающие части “Чеченского отряда”.

-4

Командующему 2-й бригадой 20-й пехотной дивизии генералу И.М.Лабынцеву приходилось принимать срочные меры, для удержания растянутых позиций и поддерживать боевой настрой солдат. Именно на его долю выпала одна из сложнейших задач во время экспедиции к аулу Дарго, как во время продвижения к горным ущельям, так и во время вынужденного отступления через девственные ичкеринские леса. Опытный офицер, проявивший себя во время многочисленных предыдущих экспедиций, постоянно находился на самых опасных участках, отдавая своевременные распоряжения. Судьба пощадила прославленного военачальника и в этот раз, Ивану Михайловичу удалось выйти невредимым и из этой кровавой мясорубки, несмотря на неоднократные попытки горцев подстрелить российского генерала, красовавшегося перед ними в дорогом мундире, при всех боевых орденах. С огромным трудом ему, с помощью еще оставшихся в строю офицеров, удалось стянуть еще боеспособные подразделения в единое целое, тем самым уменьшая линию соприкосновения с продолжавшими неистово наседать горскими партиями. Подразделения “Чеченского отряда” на время остановились в удобном для обороны месте, в ожидании близких сумерек, рассчитывая на отход части горцев в ближайшие селения, утомленных многочасовым сражением.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.