Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: Командное разрушение - третий альбом MAGMA

MAGMA ,,Mëkanïk Dëstruktïẁ Kömmandöh" (LP Vertigo 6499 729, 1973, France)

Songs/Tracks Listing: 1. Hortz Fur Dëhn Stekëhn Ẁest (9:34); 2. Ïma Sürï Dondaï (4:28); 3. Kobaïa Is De Hündïn (3:35); 4. Da Zeuhl Ẁortz Mëkanïk (7:48); 5. Nebëhr Gudahtt (6:00); 6. Mëkanïk Kömmandöh (4:08); 7. Kreühn Köhrmahn Iss De Hündïn (3:14)
Total Time: 38:47

Line-up/Musicians: Klaus Blasquiz - vocals, percussion
Claude Olmos - guitar
Jean-Luc Manderlier - piano, organ
Teddy Lasry - brass, flute
René Garber - bass clarinet, vocals
Jannick Top - bass
Christian Vander - drums, percussion, vocals, organ
Stella Vander, Muriel Streisfeld, Evelyn Razymovski, Michele Saulnier, Doris Reihnardt - chorus vocals

"Творить - чтобы приобщиться к Универсуму!"- Кристиан Вандер.
Творчество (в любом его проявлении) заложено в природе человека, а история музыки изобилует новаторством в любом отрезке исторического пути. Сегодня речь об одном из самом заметным и революционном альбоме, сыгравшем основополагающую роль в развитии всего прогрессивного рока Франции и оказавшего влияние на общее развитие музыкальной мысли 2-й половины 20-го века в целом.
НАЧАЛО.
В 1969 году барабанщик с классическим музыкальным образованием Кристиан Вандер, озадаченный дальнейшим экологическим и духовным будущим нашей планеты, собирает единомышленников,готовых вместе с ним не просто сочинять авангардную музыку, а навсегда устремиться в безграничные звездные просторы к далекой планете Кобайя. Кобайский язык, им же и изобретенный,фонетически был близок и к немецкому и к фламандскому, но по большей части это новаторский язык, не имеющий явных заимствований. Музыка им созданной группы должна была быть подчинена развернутой истории вымышленной планеты, ее особенностям, отличиям от земного существования. В последствии,конечно же,представители Кобайя и Земли просто обязаны были встретиться, чтобы помочь землянам встать на путь приближения к Универсуму. ,,Своей музыкой мы хотим дать людям возможность жить. Некоторые музыканты во Франции воображают, что музыка - это ремесло, но это не для меня, - говорил Вандер. - Музыка - жизнь и смерть. Наша группа воплощает в своей работе синтез единого искусства, абсолютной коммуникации, сравнимый по масштабам со строительством пирамид".И с такой сверхцелью была и создана группа MAGMA.
Первые два альбома,выпущенные в 1970 и 1971 годах планировались как первые главы музыкальной одиссеи, задуманной в девяти частях под общим названием ,,Theusz Hamtaahk". Музыка группы была и сложна и понятна одновременно. Стилистически она базировалась на фри-джазе,приправленном фольклором,академизмом 20 века с прочным рок-фундаментом. Стиль этот Кристиан Вандер назвал кобайским прилагательным Zeuhl,что означает ,,небесный,космический". Этому стилю и суждено было стать основополагающим для общего развития прогрессивного рока Франции. Его уникальность,непереводимость и стала ,,визитной карточкой" не только MAGMA, но и множества ответвлений,бурно развившихся на новой музыкальной почве.Группа стала ,,кузницей кадров"для французской прог-сцены. Музыканты,прошедшие школу MAGMA, далее развивали эти идеи,создавали свои коллективы,выпускали альбомы. Многие из них сейчас можно причислить к лучшим образцам Zeuhl.
КОМАНДНОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ РАЗРУШЕНИЕ-именно так в переводе с кобайского и называется третий студийный альбом ,,Mëkanïk Dëstruktïẁ Kömmandöh", ставший не только завершающим в трилогии о вымышленном кобайском герое, но и окончательно утвердившим сформированный музыкально-структурный язык Zeuhl. Альбом по праву считается вершиной стиля, тем ориентиром, от которого отталкивались большинство тех, кто в дальнейшем и развивал его.
Характерные музыкальные особенности:
1.Фантастическая и апокалиптическая тематика.
2.Привнесение в музыку не только несуществующих языков, но и слияние воедино в одном альбоме языков нескольких народов.
3.Использование всего спектра динамического звучания от piano до fortissimo,
4.Использование в рамках одной пьесы принципа постепенного ускорения темпа (poco a poco accelerando) и, зачастую, возвращение к начальному темпу (poco a poco rallentando).
5.Фундаментальный галопирующий бас, многократно повторяющий короткий мотив.
6.Короткие фразы, многократно повторяющиеся, видоизменяющиеся и наслаивающиеся друг на друга, что создает образность полифонизма (хоть и не имеющий прямого отношения к классическим канонам).
7.Маршевость, лежащая в основе ритмических узоров, скроенных, как правило, из 4/4,3/4 размеров и из производных.
8.Применение всего разнообразия вокальных сочетаний: от сольных партий, до хоровых tutti.
Внимательный слушатель,без сомнения, с первых же тактов невольно начнет проводить аналогию музыки этого альбома со знаменитой ,,Carmina Burana" немецкого композитора Карла Орфа,написанную в 1937 году. Да,Кристиан Вандер, являющийся единоличным композитором ,,Mëkanïk Dëstruktïẁ Kömmandöh", использовал многие музыкально-ритмические находки композитора. Здесь и простые попевки, и их сочленения, и различные вариации состава певцов, исполняющие контрапункты к инструментальным соло (коих не так уж и много), но всегда основанные на танцевально-ритмическом принципе принципе, досконально разработанным К.Орфом. Так наработки академической музыки середины 20 века нашли свое продолжение уже в иной стилистике.
НЕБЕСНО-КОСМИЧЕСКИЙ ГИМН.
Альбом, ставший сразу же классикой, явился одновременно и стартовой чертой для развития многообразных ответвлений Zeuhl. в различных рейтингах популярности (вот уж удивительно для такой совершенно некоммерческой музыки) ,,Mëkanïk Dëstruktïẁ Kömmandöh"неизменно находится в лидирующих позициях, а многие вообще его ставят на первое место среди всех прог-рок альбомов Франции до сих пор. Но есть в этом альбоме и гимн Zeuhl,часто исполняемый ими на концертах. А гимн ведь поют стоя. Ну,что,готовы? ГРОМКО,ДРУЖНО ПОЕМ!!!
Ẁïr da Zeuhl Ẁortz Mëkanïk
Da Zeuhl Ẁortz Mëkanïk
Da Zeuhl Ẁortz Mëkanïk
Ẁï ẁï ëss ëss (x2)
Ẁir Straïn Zëbëhn Dë Ğeuštaah
Da felt dᴧë Dos Hamtaahk
Da felt dᴧë Stöht Ẁurdah
Da felt Nëbëhr Ğudahtt
Da felt dos Kreuhn Köhrmahn
Da felt dos Kreuhn Köhrmahn
Da felt dos Kreuhn Köhrmahn
Dos Kreuhn Köhrmahn
Kreuhn Köhrmahn!!!

(c) Вадим Соседко, 2022

(с) Prog Island, 2022