Найти в Дзене
Гуранка.ру

“Мы меняем ребят, а они нас” - вожатые рассказали о секретах общения с детьми

Оглавление

У них своя лексика - отрядники, ночные, “вожатить”... У них свои фишки и секреты, как сделать, чтобы дети тебе доверяли. Они остаются в сердцах и в памяти ребят навсегда. Это целый отдельный мир и, конечно, призвание - быть вожатым. Наш журналист собрала истории читинских героев, которые однажды стали вожатыми и остались ими навсегда (в душе).

“Потом перестаешь понимать, что делать летом в городе”

Александр Елисеев, директор духовно-патриотического центра развития казачьей культуры, в прошлом вожатый и воспитатель.

- Я работал вожатым с 17 до 32 лет в разных лагерях. В вожатство попал случайно – мой друг хотел устроиться диджеем на смену, его не взяли, а мне предложили эту должность. Сначала отработал сезон в “Ракете”, потом в “Чайке”, затем в “Серебряном боре”. Был диджеем, отрядным вожатым, в последние годы работал воспитателем. Я выбрал для работы именно “Серебряный бор”, потому что, во-первых, в этом лагере настроена работа не только с детьми, но и с вожатыми – хорошая, сильная дисциплина, директор пытается вникнуть в каждую точку своего лагеря и понять, где, как и что работает. Во-вторых, очень сильная творческая составляющая в координации жизни лагеря – креативность не только на ежедневных вечерних мероприятиях, но и в организационных делах, например, на линейке. В-третьих, важное достоинство лагеря – природа, в таких условиях всегда приятнее работать, особенно, когда работаешь с детьми – получаешь яркие эмоции и от них, и от результатов своего труда.

Почему я стал вожатым? Самый банальный ответ – любовь к детям, но, на мой взгляд, вожатыми только из-за этого не становятся. Эта самая “любовь”, если человеком движет только она, заканчивается, когда он работает с трудными подростками. Одной её недостаточно. Тут нужно немножечко больше чем просто любовь – любовь и к детям, и к работе, у меня это есть.

Основной плюс работы вожатого – опыт общения с детьми. Он помогает (если вожатый работает продолжительное время) развить умение грамотно обращаться с ребенком. В работе начинаешь лучше понимать, через какие пути настроить взаимодействие с детьми. Вожатый набирается опыта, который затем может перенести на жизнь собственной семьи, общение со своим ребенком.

Единственный минус – если ежегодно работаешь все сезоны, со временем перестаешь понимать, чем заняться летом в городе.

Фото: предоставлено Александром Елисеевым
Фото: предоставлено Александром Елисеевым

“А леди так ноги не ставят!”

- Самая большая трудность в работе вожатого – занять верную позицию в общении с детьми. Нужно стать для них и другом, и авторитетом, выстроить коммуникацию таким образом, чтобы они понимали, что с тобой можно пошутить и поиграть, но если ты чего то требуешь по вопросам творчества или дисциплины, это должно исполняться.

Поучительный случай из практики: помимо воспитателя и вожатого я подрабатывал фотографом на смене. Был у нас младший корпус с детьми 6-7 летнего возраста. Я их, значит, расставлял на общую фотографию. Ребят, которые сидели в нижнем ряду, просил поставить ноги определенным образом, а одна девочка ни в какую не хотела. Я раз попросил, два попросил, увидел, что она насупилась. Подошел к ней и спросил: “А почему ты не можешь ножки поставить как все дети ставят?”, – и ребенок шести лет мне ответил:  “А леди так ноги не ставят!”. Это было для меня поучительно – уже в 6 лет в девочке воспитывается леди. На мой взгляд, это правильно – с ранних лет прививать ребенку соответствующее поведение. Не знаю, пойдет ли это на поучительную историю, но мне она запомнилась.

Я работал с трудными детьми. В первую очередь, у них нужно заработать авторитет, тогда всё будет нормально. В лагере привычные способы поведения таких детей не работают, ребята попадают в новые условия общения с людьми, меняются.

В каждом сезоне есть трудные дети, но со временем перестаешь замечать, что они такие – на автомате уже знаешь, как с ними работать, легче найти подход и повернуть в правильное русло.

Как найти подход к ребенку? Главное – быть авторитетом, строгим, когда нужно, но при этом помнить, что с детьми нужно веселиться. Я работал в удовольствие 13 лет, следуя этому правилу.

“Трудные дети есть всегда, нужно быть готовым”

Поля Шишина, отрядный вожатый

- Мой опыт в вожатстве не очень большой, работаю третий год. Из-за того, что отдыхала в лагере будучи ребенком и знала всю кухню изнутри, работать уже взрослой было гораздо проще. Все смены проработала отрядным вожатым и частично постановщиком концертных мероприятий, а именно вожатских концертов. Я работаю в лагере “Чайка”, так как отдыхала в нем в детстве. Здесь я чувствую себя как дома, вокруг царит тёплая атмосфера, есть родные люди.

Меня давно привлекало вожатство: коннект с детьми, постановка танцев, организация мероприятий. Я творческий человек, поэтому стала вожатой.

Могу выделить несколько плюсов работы: во-первых, ты заряжаешься на весь год огромным количеством эмоций, энергией, словами не передать. Во-вторых, становишься близким человеком для всех детей, даришь им лето. В-третьих, помогаешь детям найти свои таланты, наблюдаешь за тем, как они раскрываются, исполняют свои мечты, желают приезжать сюда снова и снова.

Фото: предоставлено Полей Шишиной
Фото: предоставлено Полей Шишиной

Вожатые не знают, что такое сон

- Минус в работе вожатого только один – сильная физическая усталость и эмоциональное выгорание. Вожатые не знают, что такое сон, полностью отдаются работе, а времени на отдых почти нет.

Самая большая трудность, с которой пришлось столкнуться в работе – это боязнь конфликтных ситуаций, которые ты не сможешь разрешить. Других трудностей не было.

Поучительных историй в моей практике было достаточно. Сейчас дети часто сталкиваются с травлей, буллингом. Когда такое происходит в отряде, бывает тяжело объяснить детям, что отворачиваться от человека и оставлять его совсем одного нельзя, даже если он сделал что-то нехорошее. Часто бывают ссоры в отряде, один из моих – не исключение. Девочки из одной комнаты перестали общаться со своей соседкой, отвернулись от неё. Я не понимала, почему так происходит, ведь сначала всё было хорошо. Эта девочка очень эмоционально переживала этот конфликт. Затем стало известно, что она сама местами задирала соседок. Конфликт, к счастью, удалось сгладить, но родители решили забрать девочку домой, не учитывая её мнение. С опытом пришло понимание, что если вожатый правильно расставит приоритеты на грядущую смену и настроит детей на волну полного коннекта и помощи, то всё пройдет хорошо.

Трудные дети есть всегда, поэтому нужно быть к этому готовым. В моей практике это были хулиганы, которые много пакостили. После разговора с ними узнаешь разные истории из их жизни и понимаешь, что у ребенка дефицит родительского внимания или плохие отношения с родителями, и его поведение – способ справиться с проблемами.

В общении с детьми нужно быть открытым душой и сердцем, готовым помочь ребенку в любой трудный момент, поговорить, когда это надо. Никогда не закрывать глаза даже на мелкие конфликты между ребятами в отряде, чтобы избежать более масштабных проблем и не испортить ребёнку мнение о лагере и смене, на которую он так хотел.

“Родители годами не могут изменить ребенка, а вожатый меняет за одну смену”

Евгений Ксенофонтов, отрядный и старший вожатый

Мой опыт в вожатстве – 10 смен, из которых 8 проработал отрядным вожатым и 2 – старшим. Я вожатил в трех лагерях. В 2012 году поехал работать в Амурскую область, город Свободный. Туда я попал просто по случайности. Пришел перед этим к ребятам знакомым, они говорят: “Погнали с нами”, и все. Я даже не учился на вожатого, просто поехал туда. Там я отработал в лагере “Сосновый бор” две смены подряд на пересменке, сначала со старшими ребятами, потом с младшими. На следующий год меня позвали в “Парус”. Все последующие годы я ездил туда. Единственное, в Андриановке (название лагеря не помню) один раз стоял на отряде, когда с армии в отпуск вернулся.

Больше всего мне понравился “Парус”. Во-первых, профильные смены, которые в нем проводятся, я таких мало у нас здесь встречаю. Во-вторых, структура и специфика самой работы в нем. В-третьих, само место – оно как место силы. Там вообще другая жизнь, всё иначе, лучше, даже объяснить тяжело. Ты приезжаешь туда, набираешься сил, энергии, живешь совсем по-другому. После этого всё встает на свои места, даже если есть какие-то сложности в жизни.

Почему я стал вожатым? Честно скажу, получилось случайно. Я вообще не рассматривал должность вожатого как свое будущее, когда ездил ребенком, потому что вожатые для меня были какими-то особенными людьми, богами, можно сказать. Во-первых, они несут большую ответственность за отряд, в котором 20 детей, и за то, как пройдет их смена. Во-вторых, вожатые меняют “своих” детей в лучшую сторону. Родители за многие годы не могли что-то донести до ребенка, а тут вожатый, чудо, просто в щелчок, меняет ребенка прямо на глазах за 21 день. Старшим вожатым решаешь стать, когда понимаешь, что уже вырос из отрядного, и тебе хочется чего-то большего: сделать не просто “маленькую смену” для детей своего отряда, а для всех, кто находится в лагере: и для вожатых, и для детей.

-3

Фото: предоставлено Евгением Ксенофонтовым

“Едем в лагерь не за деньгами”

- Плюсов у работы вожатого очень много, но самый важный для меня – эмоции. Ты получаешь их, когда видишь взгляд детей, уезжающих в конце смены, и потом снова встречаешься с ними; когда тебе родители пишут “Спасибо огромное за эту смену и за то, что вы сделали”, потому что их дети приезжают совсем другими; когда осознаешь, что дети, которые ездили на смены, уже выросли, и ты работаешь с ними в одной команде.

Минусов в работе вожатого по факту не существует. Единственное, что может смутить – практически везде невысокая зарплата. Мы, вожатые, это прекрасно понимаем, едем в лагерь не за деньгами, а ради работы с детьми и для детей. Этот минус актуален только для тех, кто гонится за деньгами.

Самая большая трудность, с которой столкнулся в работе старшего вожатого, была, когда я в первый раз стоял на этой должности на смене “Горнист” в 2015 году. У меня в команде были методисты, которых набрал не я. Так получилось, что у нас разные взгляды на работу. Из-за этого произошел конфликт, после которого меня уволили. За 50 лет существования “Искры” я единственный старший вожатый, которого уволили со смены. Для меня это отчасти даже гордость. Я все равно отработал, несмотря на трудность с методистами. Сейчас от многих ребят, которые были тогда детьми и вожатыми, спустя столько лет слышу “спасибо” за ту смену. И те люди, которые в тот момент находились не на моей стороне, сейчас признают, что были не правы.Такие сложности больше всего закаляют.

“Если хочешь найти общий язык с ребенком, покажи ему, что ты такой же отморозок”

- Смешной случай из практики, над которым я до сих пор смеюсь с другими вожатыми: когда меня увольняли, в докладной был написан пункт “пропаганда репа”. Мы на той смене сделали внутряковую движуху с отрядниками. Перед каждым концертом  выходили как группа, брали минусовки, переделывали текст песни под детский лагерь, как разогрев на вечернем мероприятии читали рэп.

В работе вожатого поучительны сами дети и их поведение. Поучительна их свобода от страхов, границ, которые не дают взрослым людям развиваться. Есть еще один момент, который я понял: несмотря на то, сколько ты методичек использовал, сколько у тебя есть базы теоретической, сколько у тебя пройдено школ вожатых, у тебя не получится стать хорошим вожатым, если ты не создан для этого, если нет интуитивного чувства, как работать с детьми.

С трудными детьми я работал: на первой смене, когда я работал в лагере в Амурской области, у меня в отряде был парнишка семиклассник, который вообще ни с кем не общался с первого класса. Убегал куда-то постоянно, мне рассказывали, что он разговаривает с деревьями. Я сначала испугался, потом просто начал общаться с ним. Он мне приносил малину, считал меня другом. В какой-то момент я просто начал разговор, спросил у него: “Почему ни с кем не общаешься? Здесь же круто: девчонки, ребята, новые знакомства”,– он начинает этот момент плакать. Я испугался. Это те  ребята, с которыми нужно осторожно, потому что есть грань определенная. В случае чего она может сыграть либо в хорошую сторону, либо в плохую. Мне повезло, он буквально на следующий день уже начал со всеми общаться, с девчонками на дискотеках танцевать.

По факту трудных детей не бывает, они просто своеобразные, другие, с ними просто нужно найти общий язык.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ