Современные реалии военных конфликтов диктуют новые требования к оснащению вооружённых сил. За последнее десятилетие использование беспилотников вышло на новый уровень, сейчас без них не возможно себе представить ни один крупный конфликт.
Почему нужны беспилотники?
Обоснование этому - высокая "стоимость" пилотов, а значит несоизмеримая выгода в случае потери техники. "Бабы ещё нарожают" - не про сегодняшний день. Обучение высококлассного специалиста, способного использовать потенциал доверенной ему техники на все 100%, занимает годы обучения, налёта, оттачивания и сохранения навыка, всё это обходится государству в десятки миллионов рублей на одного пилота.
Из этого следует простая математика: больше беспилотников = меньше потерь = большая эффективность вложенных в подготовку личного состава средств.
Однако применение дистанционно управляемой техники всё ещё ограничивается лишь летательными аппаратами. С наземной же техникой дела обстоят намного сложнее, хотя она не менее важна.
Возможно, обучить танкиста - в сотни раз дешевле, чем пилота, однако вырастить танкового аса - может только боевая практика. А это делает его появление случайностью. Можно быть трижды Колабановым, но от барражирующего боеприпаса Байрактара это не спасёт. Беспилотная бронетехника, помогла бы изменить эту тенденцию.
А ещё беспилотные танки будут компактнее, а значит живучее. Они будут связаны в одну информационную сеть, что позволит действовать эффективней. Они смогут двигаться на марше круглые сутки, меняя удалённые экипажи.
Учитывая все перечисленные преимущества, становится очевидным необходимость внедрения в Армию беспилотной бронетехники
Что мы имеем?
В 2019 году на вооружении российской армии был принят беспилотный танк "Уран-9", прошедший испытания в Сирии. Но в текущих конфликтах эта машина замечена не была - оно и понятно, на Украине просто нет задач, которые был бы способен выполнить "Уран".
Не поймите неправильно, "Уран" - хорошая машина, с мощным для своего веса вооружением, развитыми приборами наблюдения и наведения, выдающейся подвижностью. Однако это легкая машина, защищённая в лучшем случае от стрелкового вооружения. Её выведет из строя выстрел любого гранатомета (молчим о Javelin и NLAW, хватит и Panzerfaust времён ВОВ), осколки 152 (155) мм снарядов повредят приборы наблюдения, ходовую и органы связи, что уж говорить, любая мина - в том числе противопехотная с лёгкостью "снимет" с "Урана" гусеницу.
Как итог - "Уран" техника спецопераций (нет не этих, а обычных). Разведать пригородную территорию сирийских руин - "Уран" может, вести патрулирование занятых территорий - может, прикрыть небольшую группу спецназа на пути к отдельно стоящему зданию вожака местной террористической ячейки - да, даже космодром "Восточный" он может охранять. Но участие в конфликте высокой интенсивности - это не про "Уран".
И что тогда?
Итак мы уже поняли, что гусеничный беспилотник нужен, но его пока нет. Поэтому давайте пофантазируем и представим, каким он должен быть.
1. Унифицированная платформа
Для облегчения производства, ремонта и обеспечения новой техники она должна быть основана на уже имеющихся узлах и агрегатах.
2. Уровень броневой защиты не ниже ОБТ
Беспилотник должен выдерживать современный контактный бой с участием пехоты, танков, БМП, артиллерии и воздушных беспилотников.
Понятно, что защита не может быть ультимативной, но стремится нужно к уровню ОБТ, при возможности - выше.
3. Только необходимое техническое оснащение
Беспилотник должен быть дешёвым, поэтому установка дублирующего тепловизора, комплекс активной защиты, гидравлическая подвеска, газотурбинный двигатель, орудие 152 мм и прочая вундервафельная атрибутика здесь не уместна.
А вот, что действительно необходимо - вспомогательная силовая установка. Для нормальной работы, в танке всегда должно быть электропитание для обеспечения связи с командным пунктом.
Также важным станет комплекс наблюдения. По моему убеждению, лучший вариант - это панорамный прибор наблюдения на телескопической штанге. Такое решение обеспечит высокий уровень обзорности в условиях дистанционного управления.
4. Разные модификации под разные задачи
Для выполнения тех или иных задач, необходимо разное оборудование. Для того чтобы проложить безопасную тропу через минное поле, 125 мм пушка, в общем-то, не обязательна. А вот прорыв укреплений противника без тяжёлого вооружения, представляется невозможным.
ОБТ - универсальная машина, это продиктовано эпохой, когда зародилось понятие основного танка.
Сейчас разнообразие техники - будет преимуществом, которое позволит решать поставленные задачи предназначенным для того инструментом, а не использовать лом при сборке механических часов.
5. Безопасность
Во-первых, необходимо обеспечить надёжную защищённую связь с командным пунктом.
Во-вторых, с пехотой сопровождения.
Американцы на своих танках с бородатых лет используют телефоны для связи с экипажем танка, однако - это не лучший выбор в условиях боя.
Свето-цветовая индикация могла бы облегчить взаимодействия техники с пехотой в разы. На табло зелёная стрелочка вправо - значит оператор поведёт машину на фланг. Или красный круг - остановка для ведения огня.
В общем придумать можно много, главное не забыть об этом, ведь дело копеечное, а повысит слаженность взаимодействий в разы.
Итог:
В этой статье я постарался показать, зачем и каким должна быть беспилотная техника в текущих реалиях. Всё это было в общих чертах, однако в следующий раз мы перейдём к конкретике, где рассмотрим возможные варианты беспилотной техники, которую можно было бы внедрить уже сейчас.