Найти тему

Улицы Самары. Продолжение. Улица Фрунзе.

Павел Бочкарев с бронзовым Буратино.
Павел Бочкарев с бронзовым Буратино.

Здравствуйте, друзья! Продолжая описывать улицы Самары, хочу остановиться на очень примечательной улице. Находясь на одном месте которой, можно увидеть в непосредственной близости сразу три музея («Модерна», А.Н. Толстого и Э.А. Рязанова) и два храма (католический и православный), где еще такое увидишь? И это далеко не все достопримечательности, находящиеся на улице Фрунзе.

Павел Бочкарев с женой Ириной на фоне костела.
Павел Бочкарев с женой Ириной на фоне костела.

Эта улица расположена в исторической части Самары, начинается она от улицы Крупской, недалеко от Хлебной площади, и заканчивается пересечением с улицей Вилоновской. Название она свое получила в честь красного полководца гражданской войны Михаила Васильевича Фрунзе после его смерти в конце 1925 года. Его музей, где когда-то располагался штаб красной армии, тоже находится на этой улице. До этого у нее было еще четыре названия: Николаевская, Симбирская, Саратовская и Челышева. Во второй половине XIX века Саратовская считалась окраинной улицей города.

Улица Фрунзе, а вдалеке колокольня Иверского женского монастыря.
Улица Фрунзе, а вдалеке колокольня Иверского женского монастыря.

Еще одна примечательная особенность этой улицы: четные номера домов идут с левой стороны, а нечетные – с правой, что обычно не свойственно отечественному градостроению. Если начать прогулку по этой улице «с конца», то есть от улицы Вилоновской, то сразу с двух сторон окажутся скверы: справа – сквер А.С. Пушкина, а слева – сквер имени П.Л. Монастырского. Кто такой Пушкин – думаю, никому объяснять не надо, а вот кто такой Монастырский, извините, я сам только недавно узнал. Это выдающийся театральный режиссер, народный артист СССР, который с 1955 года работал в Самарском (Куйбышевском) академическом театре драмы имени М. Горького и даже руководил им. Если пройти немного дальше, то справа мы как раз увидим тот самый театр.

Самарский академический театр драмы имени М. Горького.
Самарский академический театр драмы имени М. Горького.

Сразу за драматическим театром расположена площадь Чапаева и на ней памятник легендарному комдиву и герою многих советских анекдотов
В.И. Чапаеву. Здесь Василий Иванович изображен верхом на коне, а за ним следом, почему то, идут пехотинцы, к тому же, один из них, почему то, ползет рядом с конем. В общем Чапаев (или скульптор) в очередной раз порадовал.

Василий Иванович Чапаев со своими бойцами.
Василий Иванович Чапаев со своими бойцами.

Здесь и заканчивается квартал пересечением с улицей Шостаковича. Идем дальше и видим с левой стороны здание штаба военного округа, которое протянулось почти на весь квартал. На нем останавливаться не будем, а вот за ним через один дом расположился сквер Аксакова, о нем я уже рассказывал в своей первой статье о Самаре, повторяться не буду, если хотите – прочитайте по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/62a9cc98d6061f205e35fa89/62e784c44625c4202d66fc8a

Приобщился к семье Аксаковых.
Приобщился к семье Аксаковых.

Если пройти дальше, сразу за пересечением с улицей Красноармейской, с левой стороны находится музей Модерна, внутрь мы не заходили, а с наружи – ничего примечательного, по моему мнению. А вот за ним очень примечательное здание – Приход пресвятого сердца Иисуса Римско-католической церкви или костел. Острые шпили его башенок можно увидеть издалека. Само здание храма выполнено в неоготическом стиле и всегда привлекает особое внимание туристов.

Слева - музей модерна, а за ним - костел.
Слева - музей модерна, а за ним - костел.

Дальше, также с левой стороны, еще одно очень интересное место – Музей-усадьба Алексея Николаевича Толстого. Будущий писатель жил в этом доме с 1899 по 1901 годы. Это заведение также привлекает многих, необычным видом самой деревянной усадьбы, инсталляцией с портретами и высказываниями «красного графа» (и про него) на деревянном ограждении и бронзовым Буратино. Мы тоже не удержались и сфотографировались с ним.

Моя жена Ирина с веселым Буратино.
Моя жена Ирина с веселым Буратино.

А с правой стороны немного поодаль еще один музей и сквер Эльдара Рязанова. Думаю, все знают – кто он такой, его работы в кино перечислять не буду. Сквер выполнен в форме зала кинотеатра, там даже экран имеется, видимо иногда показывают кино. В глубине сквера перед экраном на гранитной скамье расположился сам Эльдар Александрович, выполненный в бронзе, в своей любимой позе, сложив пальцы сердечком.

Рязанов, как-будто, тоже улыбается.
Рязанов, как-будто, тоже улыбается.

Напротив этого сквера находится православный храм в честь иконы Божией Матери Державная. Церковь небольшая, но красивая и высокая, по сравнению с малоэтажными зданиями вокруг. А еще мне понравилась надпись на аншлаге, закрепленном на ее фасаде: «Слава богу за все!». Коротко, но емко!

Храм в честь иконы Божией Матери Державная.
Храм в честь иконы Божией Матери Державная.

Сразу за пересечением с улицей Льва Толстого слева находится здание Самарской государственной филармонии, мимо которого тоже сложно пройти, не обратив на него внимания. На этом месте до 1974 года находилось другое здание дореволюционной постройки, в котором до 1940 года располагался цирк «Олимп», а после – филармония. В 1988 году на месте снесенного старого здания было построено весьма похожее современное. Еще это место примечательно тем, что здесь 26 октября 1917 года Валерианом Куйбышевым была провозглашена советская власть в Самаре.

Самарская государственная филармония.
Самарская государственная филармония.

Дальше, пройдя еще один квартал мы свернули на Некрасовской в сторону улицы Куйбышева. На этом наше путешествие по улице имени М.В. Фрунзе закончилось.

Если дочитали – то было интересно! Значит подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное!